КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО 

Чистый мюнхенский бас

На прошлой неделе в рамках Дней немецкой культуры Оренбург получил подарок: совместный концерт мюнхенского баса-профундо Джоэля Фредериксена и детского хора «Новые имена».

Не каждый день услышишь звуки контроктавы в исполнении живого человеческого голоса. А умудряться выпевать на такой «низкой высоте» виртуозные пассажи и трели – поистине чудо вокального мастерства. Обладатель самого низкого мужского певческого голоса, грудного баса-профундо, впервые выступал на сцене Оренбургской филармонии, аккомпанируя себе на лютне – струнно-щипковом инструменте эпохи Возрождения.

Трудно сказать, что произвело на зрителей большее впечатление: кульминация концерта, когда, подпевая детскому хору «Новые имена», исполнявшему песню «Вечерний звон», мюнхенский бас имитировал звуки большого колокола, или уже первые вкрадчивые слова песни британского барда под аккомпанемент лютни – прародительницы современной классической гитары…

«Так низко, подумать только! Это же представить страшно», - тут же зашептались между собой собравшиеся в зале знатоки музыки. А простые любители муз тем временем искренне наслаждались музыкальным колоритом эпохи, в которую на один вечер погрузил их гость из Германии.

Конферансье для большей ясности предваряла каждое исполнение переводом средневековых текстов на русский язык. В первом отделении программы «Музыка без границ» прозвучали произведения британских авторов Томаса Кэмпиона, Томаса Форда, Джона Доуленда, а также итальянцев Бартоломео Тромбончино и Джулио Каччини – основоположника итальянской оперы.

Я поначалу ожидала от эстрадного певца более сильного голоса, ожидая увидеть эдакого германского Баскова. Но вскоре поняла, что октавистам, как еще называют обладателей такого типа голосов, громко петь попросту нельзя: иначе звуки начнут обрастать ненужными обертонами, и потеряется чистота звучания. При качественном исполнении такие высоты вообще нужно брать очень осторожно. Кстати сказать, в России, как и во всем мире, бас-профундо чаще всего использовался в церковно-хоровом многоголосном пении. Но встречались такие голоса всегда очень редко.

Вторую часть концерта можно было бы назвать исполнением заветной мечты самого Джоэля Фридериксена: выступить вместе с детским хором «Новые имена» с целой концертной программой на русском и на немецком языке. По словам певца, эту мечту он лелеял с момента первого знакомства с оренбургским хором во время европейского турне, организованного нашим благотворительным фондом «Евразия». Тогда они вместе исполнили мировые хиты - «Вечерний звон» и «Подмосковные вечера». А теперь, выступая перед оренбургской публикой, Фредериксен из благодарности даже посчитал уместным заменить слово «подмосковные» на «оренбургские».

После концерта в областной филармонии гастрольное турне баса-профундо из Мюнхена продолжится в бельгийском городе Генте, а затем в Амстердаме.

Валентина Меркушева

_Наш корр_