УЧЕБА И ОБРАЗОВАНИЕ 

Образование: стандарты XXI века

В минувший четверг в министерстве образования Оренбургской области состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие министр образования Вячеслав Лабузов, первый заместитель министра Ольга Озерова и заместитель Юрий Мерзляков.

Поскольку это была первая в новом учебном году встреча с журналистами, поговорить было о чем. Разговор был вполне откровенный: министр и его замы рассказали не только об успешных наработках, но и о проблемах.

Говоря об итогах прошлого учебного года, Вячеслав Лабузов отметил, что уровень подготовки учеников и учителей значительно возрос. По всем предметам, за исключением немецкого и английского языков, Оренбуржье вышло на общероссийский уровень. И даже в определенной степени превысило показатели по единому госэкзамену. Но, тем не менее, 152 человека получили не аттестат, а справку об окончании средней школы. Значит, не все сделано, чтобы «дойти до каждого». С другой стороны, это свидетельствует о том, что государственный экзамен сдавался честно или в основном честно.

В новом учебном году по-прежнему во главе угла – качество образования. Собственно, для этого и вводится новый федеральный государственный стандарт общего образования. Пока в отдельных школах – как эксперимент. С будущего года – во всех учебных заведениях страны. В Оренбургской области в прошлом году новый стандарт апробировали восемь образовательных учреждений. В году нынешнем по новым требованиям работает 57 школ. Для этого была проведена большая организационная работа с педагогами, школьными психологами, администраторами, педагогами дополнительного образования. Изучено наличие необходимого оборудования, кадрового обеспечения в соответствии с требованиями стандартов. Информация о требующихся финансовых затратах была направлена губернатору и министерству финансов области. В минфине, проанализировав ситуацию, пришли к заключению, что в текущем году можно выделить 85 дополнительных ставок воспитателей школ, которые участвуют в эксперименте.

Для этих школ закуплена новая мебель, организовано полноценное питание детворы в течение всего дня – завтрак, обед, полдник, созданы уголки для отдыха со спортивным и игровым инвентарем. Учащиеся снабжены необходимыми учебниками и развивающей литературой, ведь введение новых стандартов – это, прежде всего, переход на творческие методы работы с детьми.

- Можно смело сказать, что благодаря тем средствам, которые выделяются сегодня на образование, условия пребывания детей в школе будут улучшаться, - сказала первый заместитель министра образования области Ольга Озерова.

Большая работа проведена и по формированию внеурочной деятельности. Для этого потребовалось тесное сотрудничество с учреждениями дополнительного образования. В некоторых школах используется потенциал школьных преподавателей. Внеурочная деятельность будет осуществляться по шести различным направлениям. Считается, что ученику по силам не более чем два кружка или секции. Но ведь есть такие ребятишки, которые в силу своего темперамента, мотиваций и просто интереса к жизни способны осилить и три, и даже четыре направления. Не будет ли это перегрузкой? Как найти разумный подход? Вот сейчас эту головоломку и пытаются решить специалисты министерства.

В каждом учреждении дополнительного образования, а их в области более 120, назначен сотрудник, который отвечает за координацию взаимодействия со школами по внедрению стандарта. Многие опасаются, что на будущий год, когда стандарт будет введен массово, у школ не найдется необходимых помещений для внеурочной работы. Поэтому решено использовать Дома культуры, библиотеки, кинотеатры – все те структуры, которые заинтересованы в развитии учащихся, приобщении их к культурным ценностям. В тех школах, где нет проблем с помещениями, занятия кружков и секций будут проводиться между уроками. Это особенно актуально для первоклассников, которым трудно высидеть четыре урока кряду.

Большое внимание министерство уделяет состоянию безопасности школ. В первую очередь – строительной. Вопрос не праздный: 80 процентов материальной базы образовательных учреждений области было построено в 1960 годы. Поэтому на ремонт школ к нынешнему учебному году было потрачено ни много ни мало около миллиарда рублей. Капитальные работы были проведены этим летом в 137 учебно-образовательных учреждениях. Что касается мероприятий в рамках программы безопасности, то на них в этом году было выделено более 150 миллионов рублей. На эти деньги во всех общеобразовательных школах поставлены автоматические пожарные сигнализации, в 194 сделаны эвакуационные выходы, соответствующие требованиям пожарных, в 203 заменены аварийные электрические сети. К нынешнему отопительному сезону в школах отремонтировано 14 километров теплотрасс и более 12 километров водопроводных сетей. Образовательные учреждения обеспечены топливом на 90 процентов. И готовность их к отопительному сезону составляет 99,6 процента.

- В ближайшую неделю-две начинается работа по подготовке к следующему сезону, будут комплектоваться списки школ, в которых необходимо провести противоаварийные мероприятия и реализовать программу «Безопасность образовательных учреждений». Система образования в этом плане подобна мартену: непрерывный цикл, - сказал Юрий Мерзляков.

Одной из горячо обсуждаемых тем стали школьные учебники. Дефицит тут существует. Этому немало способствуют и жесткие требования федерального министерства, которые запрещают пользоваться учебниками, выпущенными раньше 2005 года, и, разумеется, недостаточное финансирование. Чтобы обеспечить полностью потребность в учебниках, их нужно закупать на 160 миллионов рублей. В этом году было закуплено на 85 миллионов рублей. Для сравнения: в прошлом году – на 16 миллионов. Если дело будет идти такими темпами, то бесплатные учебники скоро перестанут быть дефицитом.

Конечно, не был обойден вопрос об учительской зарплате. Среднеобластная зарплата сегодня – 9 321 рубль. Молодые специалисты, не имеющие квалификации, получают 4 800 рублей. Правда, есть области (например Тверская), где зарплата выросла до 13-14 тысяч рублей. Там закрыли 34 процента малокомплектных школ, что и позволило улучшить благосостояние одних учителей за счет других. У нас в области закрыто на сегодняшний день всего 32 таких школы, хотя по их количеству мы вторые в России после Ханты-Мансийского округа. 2,5 миллиарда рублей, которые идут на их обеспечение, могли бы пойти на повышение зарплаты педагогов. Но тогда встанет вопрос о существовании сельской школы вообще. Поэтому для решения финансовых проблем в Оренбуржье ищут иные пути. Так, выпускникам педагогических вузов, обладающим хорошей теоретической базой, в школе сразу присваивается вторая категория. В некоторых райцентрах молодым специалистам доплачивают подъемные в пределах 3 тысяч рублей. Сейчас на рассмотрении в правительстве области находится документ о необходимости оказывать молодым педагогам адресную поддержку.

Хочется верить, что со временем поддержку получат не только молодые педагоги, но и все, кто трудится на ниве образования, сея разумное, доброе, вечное. И учительская зарплата будет соответствовать стандартам XXI века.

 

 

ВЕРКАШАНЦЕВА Наталья