КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО 

В гости к Маше Мироновой и Петруше Гриневу

В минувшую пятницу в Оренбурге состоялся Международный съезд пушкинских музеев. В наш город съехались представители 11 музеев, посвященных жизни и творчеству поэта, - из Москвы, Болдина, Михайловского, Вильнюса, Одессы, Гурзуфа.

Все эти музеи входят в Пушкинское сообщество. Роль принимающей стороны выполнял Оренбургский областной историко-краеведческий музей, которому в этом году исполняется 180 лет. Он тоже имеет честь быть включенным в состав сообщества Пушкинских музеев, поскольку обладает двумя уникальными экспонатами – посмертной маской поэта и альбомом Екатерины Александровны Тимашевой, которой Александр Сергеевич посвятил стихотворение «Я видел вас, я их читал».

Гостям показали не только бесценные раритеты краеведческого музея. В Оренбургском крае оказалось кое-что еще, достойное внимания членов уважаемого сообщества. А именно – историко-литературный музей «Капитанская дочка», открытый прошлым летом на Красной горе в Саракташском районе. 

В нем все необычно. И то, что он создан по инициативе ректора Оренбургского государственного аграрного университета, а ныне министра сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области Сергея Соловьева. И то, что осуществление проекта легло на плечи заведующей кафедрой истории Отечества, доктора исторических наук, профессора, академика Петровской академии наук и искусств Аллы Федоровой, совсем не пушкинистки, а историка-«военщика», которая занимается по большей части историей Второй мировой войны. И то, что активное участие в оформлении музея приняли не филологи, не историки, не литераторы, а студенты экономического факультета. Чтобы наполнить музей экспонатами, будущие банкиры и управленцы рисовали Пушкина, лепили из теста фигурки Швабрина и Гринева, шили исторические костюмы. 

Поэтому члены Пушкинского сообщества с огромным интересом отправились в университетский музей. Кстати, местожительство «Капитанской дочки» выбрано не случайно. Здесь, на Красной горе, одиннадцать лет назад известный российский кинорежиссер Александр Прошкин снимал по «Капитанской дочке» фильм «Русский бунт». С того времени сохранились декорации Белогорской крепости, где происходили события фильма. На пороге музея посетителей первым встречает фигура Емельяна Пугачева. Взгляд исподлобья, чуть сгорбленная спина – «народный царь» думу думает. И без слов ясно – дума эта о том, как кровав его путь. И все же центральный зал музея не об этом. А о том, как более полутора столетий назад рождалось историческое произведение поэта. В экспозиции представлены копии автографов писателя, среди которых автограф, оставленный на первоначальном плане повести, архивные свидетельства о Пугачевском бунте, указы императрицы о поимке разбойника Пугачева, а также и его указы-«каракульки». Прекрасным дополнением этого собрания является ударно-кремневый мушкетон XVIII века, нумизматическая коллекция времен Екатерины, популярные лубочные картинки тех лет.

Во втором зале воссоздана атмосфера путешествия Пушкина по оренбургским степям. Здесь представлены карты пушкинского маршрута, история крепостей того времени – Рассыпной, Нижнеозерной, Татищевой, Бердской и других, выставлены оренбургские пейзажи, костюмы уральских и оренбургских казачек, рисунок Нижнеозерной крепости, выполненный Пушкиным. Вы не поверите, но среди экспонатов есть даже знаменитый заячий тулупчик – копия того, какой пожаловал Петруша Гринев невесть откуда взявшемуся в буранной степи «вожатому», спасшему юного дворянина от верной смерти.

В одном из залов представлена экспозиция «Степные народы», повествующая о жизни и обычаях киргиз-кайсаков (казахов) и башкир, коих немало было под знаменами повстанцев. Здесь можно увидеть предметы быта, ювелирные украшения, национальную одежду, послушать курай – дудку из тростника.

Есть здесь и «Постоялый двор», куда из снежной замяти попали спасенные Пугачевым Петруша с Савельичем, и «Казачий дом» - ведь казаки были самыми активными участниками крестьянской войны. Она и началась-то из-за того, что им задержали жалованье. Особое место занимает экспозиция, рассказывающая об Алексее Швабрине, прототипом которого был крестник императрицы Елизаветы Михаил Шванвич, служивший в пугачевской армии переводчиком. Очень любопытны материалы о его сибирской ссылке в Тобольск. Людям интересно знать, как сложилась судьба не только у положительных героев, но и у человека, ставшего рабом своих чувств.

Предмет гордости музея – коллекция изданий «Капитанской дочки» на разных языках – немецком, армянском, еврейском, японском, татарском, узбекском, греческом, татарском и других. А знаете ли вы, что «Капитанская дочка» экранизировалсь неоднократно? Фильмы по пушкинской повести снимали в 1928-м, 1958-м и 1999 годах в нашей стране и в 1958 году в Италии. (Правда, итальянцам взбрело в голову представить Петрушу Гринева неудачливым любовником Екатерины II. Своеобразное прочтение хрестоматийного текста, однако.) Все эти киноленты можно посмотреть здесь – на Красной горе. 

В общем, гостям из пушкинских музеев было что посмотреть и чему искренне удивиться в университетском музее. А больше всего десант хранителей старины поразила встреча, которую устроили Алла Владимировна Федорова и ее студенты. Когда автобус с музейщиками остановился у дома «Капитанской дочки», к гостям вышел казак, спевший для них раздольную казачью песню. Еще несколько шагов – и выходит Пушкин. «Добрый день, господа!» - говорит Александр Сергеевич. И господа, радостно улыбаясь, щелкают фотоаппаратами. Потом пред ясны очи дорогих гостей предстают ослепительно юные Маша Миронова и Петр Гринев. Их сменяют казаки и казачки, солдаты и «дикие народы», населявшие Оренбургский край в пушкинские времена. Восхищению и восторгу гостей не было предела! Мало того, что студенты воссоздали атмосферу эпохи, они ведь и исторические костюмы для этого театрализованного действа сшили сами.

В общем, встреча на Красной горе прошла на самом высшем уровне. Пушкинское сообщество оценило подвижническую деятельность университетского музея на «отлично». 

ВЕРКАШАНЦЕВА Наталья