ЗАКОН И ПРАВОПОРЯДОК 

Глухая сторона закона

Пострадавшего водителя обвинили в совершении громкого ДТП, случившегося в Оренбурге 21 июля

 К сожалению, следователи в исполнении актрис Анны Ковальчук и Ольги Копосовой – это всего лишь экранные персонажи: исключительно положительные, объективные, желающие докопаться до истины, вежливые, в конце концов. А ведь неплохо бы, чтоб оказались все следователи страны таковыми и в действительности. Но чего нет, того нет. Наша история как раз про это.

 «Час сурка»

Именно так знакомый таксист, подвозивший меня одуряюще знойным июльским днем, назвал состояние водителя, весь день плавившегося на солнцепеке в кабине авто. «Мне-то после учебки в жарком городе Мары да после Афгана жара не страшна, – говорил он, – но от других водителей на дороге в «час сурка» я привык ждать чего угодно».

Не иначе как «часом сурка» можно объяснить дикую по своей примитивности аварию на перекрестке улиц Пролетарской и Володарского в Оренбурге, случившуюся в восьмом часу вечера 21 июля этого года. «Аутосан» маршрута № 24, не снижая скорости, вылетел на перекресток под запрещающий красный сигнал светофора и ударил ехавший на зеленый свет «пазик» 65-го маршрута. Махина, масса которой без малого 15 тонн, так долбанула пятитонный «ПАЗ», что его выбросило на тротуар и буквально впечатало в стену дома. Слава богу, обошлось без жертв, но одна из пассажирок 65-го получила тяжкие телесные повреждения, а еще шесть человек, включая водителя автобуса, – легкие и средней степени тяжести. Водитель «Аутосана» отделался вывихом ключицы.

 

По горячим следам

От других ДТП авария на сложном перекрестке улиц Пролетарской и Володарского сначала отличилась тем, что на ее месте в течение часа-полутора побывали первые лица города и области. Это понятно – как-никак два автобуса столкнулись, и в том, и в другом ехали люди. И еще одна очень важная подробность: «Аутосан» был городской, из муниципального транспортного предприятия, а «ПАЗ» принадлежал частному предпринимателю.

Странности в простом, по сути, деле начались сразу же, и объяснения им мы пока не нашли. После того, как на месте аварии поработали сотрудники ГИБДД, материалы были переданы в следственное управление при УВД по городу Оренбургу. На момент начала следствия у правоохранителей было все: протокол осмотра места происшествия, полученные по горячим следам показания свидетелей, наконец, видеозаписи с камер слежения, расположенных на зданиях торгового дома «Диамант» и Татарского драматического театра имени Файзи. На последних виден даже момент ДТП. Но они следствию, похоже, не пригодились.

Два месяца компетентные органы выясняли подробности аварии. На прошлой неделе дело было передано в прокуратуру и, учитывая его громкий характер, должно было лечь на стол и. о. прокурора города Оренбурга, юриста 1-го класса Оксаны Григорьевны Чадовой.

Легло или нет, мы не знаем, а вот то, что обвиняемым по этому делу проходит водитель, не виновный в совершении ДТП, – это очевидно.

 Главная тайна следствия

- Следствие велось предвзято, и главной его целью было доказать обратное: то, что виновен я, а не вылетевший на красный свет водитель «Аутосана», – считает сидевший за рулем вбитого в стену «пазика» Алексей Окуневич. – Следователь Денис Ходорцевич по своему желанию принимал показания одних свидетелей и отвергал показания других. Пытался запутать людей, навязать им свою точку зрения. На допросах вел себя грубо, угрожал немедленным заключением в СИЗО. На последнем допросе открыто издевался надо мной, выписав мне четыре повестки на один день. Он называл это дрессировкой, так и говорил: «Я тебя буду дрессировать! Ты у меня на Пролетарской (здесь находится здание СУ при УВД Оренбурга. – Авт.) пропишешься!»

Опросив других свидетелей, мы выяснили, что крайне негативное отношение и поведение следователя на себе испытали лишь те из них, кто правдиво рассказывал про обстоятельства аварии, то есть утверждал, что «Аутосан» ехал на красный. К другим свидетелям (а нашлись и такие) и к водителю муниципального автобуса следователь относился подчеркнуто предупредительно.

Вот что рассказала нам водитель троллейбуса, просившая не называть ее имени:

- Я остановилась на красный, когда мимо меня промчался «Аутосан». Потом был удар, брызги стекол. Я закричала от ужаса: «Что ты наделал!» Картина была страшная, но еще страшнее стало, когда меня вызвал следователь. По возрасту он мне в сыновья годится, а разговаривал со мной так, что мне плохо становилось. Сначала заявил, что это я, остановившись на красный свет и будто бы закрыв светофор, спровоцировала аварию. Потом стал утверждать, что моего троллейбуса в момент аварии вообще там не было. Прямо не говорил, но давал понять, что мне надо отказаться от своих показаний. Грозился заковать меня в наручники. На очной ставке с водителем «Аутосана» был вежлив с ним, называл по имени-отчеству, а со мной разговаривал, как с преступницей. Я уже всего этого боюсь! Видно, правда сейчас не нужна, но от своих слов отказываться не собираюсь. Не так воспитана!..

Запуганную, но не сломленную женщину, за плечами которой более 20 лет водительского стажа, понять просто. Она сама была участником дорожного движения в момент аварии, видела столкновение с расстояния в считанные метры и до сих пор не может понять, почему ее обвиняют во лжи.

К другим водителям – очевидцам аварии, дававшим правдивые показания, отношение было аналогичным. Кого не получилось «переубедить», того следователь откровенно пытался запутать в малозначащих деталях или заявлял, что они подкуплены и он им не верит. А вот свидетелям, само присутствие которых на месте в момент совершения ДТП ничем не доказано, следователь верил безоговорочно, ведь они давали «нужные» показания.

К Алексею Окуневичу и еще десятку независимых очевидцев, утверждающих, что в аварии виновен «Аутосан», правоохранительные органы повернулись глухой стороной. Этой стороной стал старший следователь СУ при УВД города Оренбурга Денис Ходорцевич. Можно даже сказать, потомственный следователь, его мать тоже служит в органах.

В результате «ударной работы» следователя не были проведены ни следственный эксперимент (почему, раз уж показания очевидцев диаметрально противоположны?), ни экспертиза видеозаписей с камер слежения (якобы на них не видно сигнала светофора). О процессуальных действиях следствие нарочито «забывало» информировать подследственного.

Не будем оценивать профессиональные качества исполнителя, но главная тайна этого странного следствия – почему все перевернуто с ног на голову? – так и осталась нераскрытой.

 

Надежда умирает последней

Собственно, ход мыслей заинтересованной в «нужном» решении дела стороны понятен: во что бы то ни стало обелить водителя муниципального предприятия. А возможно это, только если повесить вину на водителя-«частника». Вот и вешают. По закону за ДТП, повлекшее тяжкие последствия для здоровья, виновнику грозит от года колонии-поселения до пяти лет лишения свободы.

Но Алексей Окуневич (и люди, видевшие аварию своими глазами) считает, что еще не все потеряно. За правдой он обратился в приемную главного федерального инспектора по Оренбургской области Игоря Удовиченко. Там ему посоветовали написать в прокуратуру. Что Алексей и сделал. Вот только срок рассмотрения жалоб и заявлений граждан органами прокуратуры составляет 30 дней, а в отдельных случаях может быть и продлен. Как бы за эти 30 дней городская прокуратура не передала громкое, но «сырое» дело в суд…

В конце разговора Алексей признался:

- Я сейчас больше всего боюсь, что в прокуратуре и в суде моим делом будут заниматься такие же ходорцевичи. Тогда лично для меня закон превратится в беззаконие. Но все-таки надеюсь, что такого беспредела не случится.

Как это в Библии? «Блаженны верующие…»

 

ГОРЯЧИЙ ТЕЛЕФОН

Уважаемые читатели!

Алексей Окуневич просит откликнуться очевидцев столкновения двух автобусов, случившегося на перекрестке улиц Пролетарской и Володарского 21 июля 2010 года около 19.30 по местному времени. Человеку срочно нужна помощь! Звоните по телефону (3532) 246-356.

ВАСИЛЬЧЕНКО Сергей