ГОРОД И ГОРОЖАНЕ |
Выборы как панацея, или Сити-менеджер для Оренбурга
Вадим КРАМОЛЬЦЕВ
14 января прошли публичные слушания по проекту решения Оренбургского городского Совета «О внесении изменений и дополнений в Устав города Оренбурга». Изменения предусматривают избрание главы муниципального образования представительным органом из своего состава и появления в реестре высших городских должностей еще одной: главного управленца-хозяйственника, «сити-менеджера».
Вынесенный на слушания вопрос вызвал столь большое внимание всех заинтересованных общественных и политических сил, что зал заседаний городской администрации оказался заполненным задолго до начала слушаний, вести которые по статусу выпало председателю Оренбургского горсовета Андрею Шевченко. Для выступлений записалось 27 желающих. Кроме того, одних только вопросов после доклада о сути предлагаемых изменений, который делал председатель депутатской комиссии по правовым вопросам и территориальному общественному самоуправлению Олег Димов, набралось около десятка.
Напомним читателям, о чем речь. С 1 января 2006 года поменялась система органов местного самоуправления и вступила в действие новая редакция 131 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Повсеместно начала внедряться схема, при которой глава города избирается из состава депутатов и одновременно является председателем представительного органа муниципального образования, а городскую администрацию возглавляет наемный управленец, назначаемый на конкурсной основе.
При этом глава города становится более зависимым не только от представительного органа, но и более подотчетным населению, поскольку вынужден согласовывать решение большинства важных вопросов с народными избранниками. Новая система управления – это и дополнительная страховка от коррупции, если вспомнить наиболее известные случаи с мэрами Архангельска, Волгограда, Томска и Владивостока, когда против этих избранных всенародным голосованием градоначальников возбудили уголовные дела.
Исходя из предлагаемой схемы, будущий глава администрации становится наемным работником, заключающим контракт после конкурсной процедуры. При этом возрастает ответственность обоих руководителей – и главы города, и главы администрации. Первый, как депутат, прежде всего, отвечает перед своими избирателями за итоги работы муниципального образования. Если народ признает результаты его работы неудовлетворительными, то может отозвать своего избранника, что приведет и к сложению его полномочий как главы муниципального образования. А второй напрямую отвечает перед главой города и всем депутатским корпусом.
В итоге городом руководят два человека, но каждый по своему направлению. Один вплотную занимается законами и общей стратегией городского развития, являясь фигурой политической и выполняя представительские функции. Другой занимается хозяйственной жизнью, руководит администрацией города и распоряжается финансами. Если городской управляющий начнет заваливать городское хозяйство, его можно будет немедленно заменить на другого, более способного и опытного...
Все эти аргументы и старались довести до участников слушаний те выступающие, которые обеими руками были за нововведения: председатель Оренбургской городской организации Всероссийского общества инвалидов Е. Кашпар, председатель Оренбургского регионального объединения профсоюзов России «Соцпроф» А. Лутиков, ректор малой академии госслужбы Н. Зинюхина, главный нарколог Оренбургской области В. Карпец, главврач станции переливания крови Р. Гильмутдинов, председатель облсовета Российского союза молодежи С. Головин и другие представители общественных организаций.
Разумеется, звучали с трибуны мнения и против. К примеру, было высказано предположение, что новая система управления выгодна исключительно партии большинства, то есть единороссам. Это суждение опровергла признанный эксперт по выборам член лиги избирателей, профессор МГЮА Галина Шешукова:
- Я считаю неверным мнение, что данная реформа даст выгоду лишь правящей партии, и докажу это. Во-первых, уже сейчас в дебатах по данному вопросу оппозиционные партии могут повысить свой рейтинг на протестной волне. Во-вторых, от внесенных изменений выигрывает не только партия власти, у которой сегодня рейтинг в Оренбурге 57 процентов. Другие политические партии имеют возможность провести своих представителей при условии, что они пользуются популярностью у населения. В-третьих, важно сохранить самостоятельность муниципальной власти от государственной, город сам должен решать свои проблемы, а не встраиваться в вертикаль власти. И у депутатов городского Совета теперь будут рычаги для этого, они должны доказать свою состоятельность.
В заключение слово взял глава Оренбурга Юрий Мищеряков.
- Я убедился, - сказал он, - насколько небезразличен город нашим людям и насколько мнение людей небезразлично власти. За двадцать лет не могу припомнить подобного обсуждения. Выборы сами по себе – это не панацея. В итоге вопрос не в них, а в той личности, которая займет ответственный пост. А самое главное, чтобы оренбуржцы не проиграли от любой реформы.
Подверстка
ДОСЛОВНО – на плашку
Рекомендации по итогам публичных слушаний по проекту решения Оренбургского городского Совета «О внесении изменений и дополнений в Устав города Оренбурга»
В соответствии со статьями 28, 44 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 2.12 Положения о публичных слушаниях на территории муниципального образования «город Оренбург», утвержденного постановлением Оренбургского городского Совета от 13.10.2005 г. № 202, и учитывая итоги публичных слушаний по проекту решения Оренбургского городского Совета «О внесении изменений и дополнений в Устав города Оренбурга» РЕКОМЕНДУЕМ:
Направить все поступившие в ходе публичных слушаний замечания и предложения на рассмотрение постоянной депутатской комиссии Совета по правовым вопросам и территориальному общественному самоуправлению и при необходимости учесть их в ходе доработки проекта решения Оренбургского городского Совета «О внесении изменений и дополнений в Устав города Оренбурга».
Постоянной депутатской комиссии Совета по правовым вопросам и территориальному общественному самоуправлению по результатам рассмотрения поступивших замечаний и предложений по проекту решения Оренбургского городского Совета «О внесении изменений и дополнений в Устав города Оренбурга» направить их авторам обоснование принятия либо отклонения их замечаний и предложений.
Председатель Оренбургского городского Совета А.А. Шевченко