КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО 

Парящие картины парящих людей

Если по-хорошему, по-правильному, то таких камерных галерей, как галерея «МП» Марины Плющиковой, в каждом уважающем себя городе размером с наш должно быть... ну, сотни полторы как минимум. Причем это лишь то количество, с которого не стыдно начинать отсчет, в сторону увеличения, естественно. Их же в Оренбурге пока – хватит пальцев левой руки, чтобы пересчитать, даже свободные останутся.

 * * *

Тем не менее, до апреля этого года, когда на Донецкой, 4/2 распахнула двери «МП», их было на одну меньше. С той поры хозяйка галереи организовала у себя целых три выставки. Выставка Яны Ческидовой «Такие ангелы только у нас» - четвертая.

...Зал вмещает не больше трех десятков человек и как раз позволяет разместить на стенах не более трех десятков картин. Причем очень небольших – да большие Яна и не рисует. На картинах преимущественно те, кто сейчас, в этот самый момент открытия выставки, находится среди пришедших гостей галереи, – девушки с набеленными лицами мимов. Улыбающиеся, хмурящие брови, испуганно втягивающие плечи, проделывающие загадочные манипуляции с ярко-оранжевыми апельсинами.

Вот они среди зрителей, а вот уже собрались в кружок и начинают молчаливое представление. Мария Новикова, Ксения Тютюнникова, Светлана Рыбина, Варвара Курилова и Лилия Маркова. Креативному театру «Крылья» шесть лет, его артисты активно выступают года два. Основная площадка – на Хлебном, 2, при детском центре, но вообще стараются быть «в свободном плавании». У них два педагога - Татьяна Мухитова и Надежда Альмухаметова, профессиональные хореографы. В этом спектакле мимов мальчики не участвуют, но вообще-то в «Крыльях» они есть. Всего актеров человек 20 – и школьники, и студенты, и те, кто уже работает.

Жанры – самые разные. Вот сейчас сыграли пантомиму. Но и танцуют, и стихи читают, и сценки разыгрывают. А бывает и бессюжетная импровизация – средь бела дня в городском троллейбусе, например. Вкусы же у самих актеров самые разные: кто сюрреализм предпочитает, кто классику.

Летом взяли и поехали в Анапу – ходили по городу уличным театром. Ничего ни с кем не согласовывали – выступали, и все. Что-то наподобие «живых скульптур», которые так восхищают жителей и туристов европейских стран, – пока в планах. Но почему бы и нет?

Да, кстати, а еще почему артисты «Крыльев» здесь почти на всех картинах?

Говорит Яна Ческидова:

 - Дочь моя Варвара год назад очень захотела быть актрисой. И ведь нашла театр всего в двух шагах от дома! Ее охотно приняли и только потом узнали, что ей всего-то 13 лет. Посмеялись, но оставили. Самая младшая она у них оказалась, хотя росточком удалась.

О «Крыльях» я, естественно, узнала от Варвары. Она очень сильно в это дело погрузилась. Конечно, я не стала бы их рисовать, если бы дочь столько о них не рассказывала, о спектаклях, о том, кто что там сказал и что сделал... И потом я довольно часто прихожу к ним, снимаю – мне это просто нравится, это выглядит художественно...

И вот когда я этим летом вернулась из традиционной Ташлы, то все это (Яна обводит рукой вокруг. – Авт.) из меня и полезло. Я еще лет десять назад хотела нарисовать мимов, Эйфелеву башню, но в моей жизни их не было, вот и не рисовала. Что насчет циклов каких-то, главной идеи выставки – я не парюсь никогда: рисую себе и рисую. Но о вдохновителях говорить можно. Это – они, «Крылья». Все 27 работ сделаны за две недели

А почему именно здесь?.. У Марины хорошо, мне здесь так нравится. Я уже везде выставлялась, а в «МП» нет. И вот когда все нарисовала, поняла, что получилось как специально для этого места. И поэтому, когда девчонки робко так попросили: «А можно мы придем?», я сказала им: «Спасибо вам большое. Нужно, просто необходимо!» Они здесь – полноправные участники выставки, никакие, конечно, не гости.

 

* * *

...Хозяйке галереи Марине Плющиковой явно нравится, что тут у нее происходит (как и всем присутствующим). Это явно что-то особенное, необычное. Как, впрочем, и все три предыдущие выставки в «МП» – и Виктора Бартенева, и Александра Ханина в русле Года Франции в России, который, говорит Марина, специально для этой выставки писал работы, а она специально для нее купила французскую мебель, для создания «той» атмосферы, и аккордеонист играл исключительно парижские танго... Потом был летний салон – выставка всего того, что галерея успела собрать – скульптуры, камень, предметы обихода, графика, карандаши, акварели. Причем не только оренбургских художников.

- Так галерея, Марина, как можно понять, затея довольно расходная?..

- Очень. Но вот, пока еще как музейщик, качусь по старым рельсам, делаю то, что я люблю и что хочу делать: представляю тех, кто мне нравится, и так, как мне нравится. Пока, конечно, не окупается, если уж говорить о материальном. Но я надеюсь, что со временем ситуация изменится – вон сколько народу пришло, и практически все молодежь, очень много студентов. Некоторые ходят с первого дня, спрашивают, какая следующая выставка. Это, конечно, сильно подбадривает. Так что я пока скорее выступаю как агитатор, в какой-то мере просветитель.

Вход бесплатный – приходите все, всё расскажу, всё покажу.

Ведь такие ангелы – только у нас!

УРБАНОВИЧ Дмитрий