ПОЛИТИКА И ВЛАСТЬ 

Николай Скрипаль: «Главное – чтобы все было открыто»

Самым острым политическим вопросом в Оренбурге и его окрестностях оказалась в конце 2009-го – начале 2010 года инициатива изменить устав города. Речь идет о том, как выбирать главу Оренбурга: прямым голосованием всех горожан или опосредованно – только депутатами городского Совета из числа самих депутатов. «ОН» на своих страницах уже предоставила слово сторонникам обоих способов дать городу мэра. В прошлом номере мы рассказали о публичных слушаниях на эту тему, состоявшихся в горсовете 14 января. Сегодня своими соображениями о будущей процедуре избрания городского главы делится с читателями руководитель фракции «Единая Россия» в Законодательном собрании области Николай Скрипаль.

 - Николай Иванович, горожан, представьте себе, весьма волнует вопрос о том, будут ли они выбирать мэра сами или доверят это право своим депутатам. Вот вы, например, сторонник прямых выборов главы города или не очень прямых? 

- Надо подчеркнуть, что эта тема излишне политизирована, притом искусственно, и тут постарались наши политические оппоненты. Я бы рассудил с точки зрения законности. Законодательным собранием области принят закон о том, что систему выборов главы муниципального образования определяет Совет депутатов. И я абсолютно убежден, что это правильное решение нашего регионального парламента. Законность соблюдена, городской Совет депутатов ищет наилучшие пути, схемы, и теперь, по большому счету, все зависит от его решения.

Другое дело – насколько этот вопрос волнует жителей Оренбурга. Если город чистый, теплый, светлый, красивый, если четко работает система ЖКХ, если на все коммунальные услуги станут действовать абсолютно уравновешенные и подъемные для горожан цены, то люди будут довольны. И чьими руками все это будет делаться – уже второй вопрос. Я бы подчеркнул, что депутаты горсовета избраны абсолютно легитимно, имеют поддержку всего населения Оренбурга и потому вправе принимать любое решение. Хочу положительно отметить дебаты, которые прошли недавно в горсовете, и те дискуссии, которые состоялись на телевидении. Это абсолютно демократично, люди имеют право и возможность высказывать разные точки зрения, свои опасения. Но я также уверен в том, что наши избиратели очень практичны и разумны, а значит, поймут и примут то решение, которое необходимо для города Оренбурга.

- Вроде бы ни у горожан, ни у депутатов горсовета нет особых претензий к работе действующего мэра Юрия Николаевича Мищерякова. Тогда к чему приводить как аргументы за избрание главы Оренбурга из числа депутатов некий «лучший контроль» деятельности мэра со стороны Совета, а за необходимость ввести должность сити-менеджера (я бы назвал его по-русски исполнительным директором города) – возможность для избранного мэра сосредоточиться на неких «стратегических проблемах»?

- На дебатах 14 января в городском Совете Оренбурга я отметил такой парадокс: оппозиционные партии, выступающие против выборов мэра из состава депутатов, удовлетворены работой члена партии «Единая Россия» господина Мищерякова! Я бы даже больше сказал: это со стороны наших оппонентов положительная оценка и подтверждение правильности действий всей «Единой России». Многие партийные проекты инициировали и продвигали наши депутаты от «Единой России» в Государственной думе, эти проекты были подкреплены финансово, что почувствовали и в Оренбурге. Я имею в виду активное строительство дорожной сети, возведение физкультурно-оздоровительных комплексов, относительно стабильное наполнение бюджета даже сегодня, в кризис. Все это, конечно, плюсы, от которых не отвернешься.

А что касается самой предлагаемой избирательной системы, то выборы депутатского корпуса Оренбурга 50 на 50 дают возможность всем партиям попасть по партийным спискам в орган представительной власти города. Плохо это или хорошо? Конечно хорошо! Пусть даже «Единая Россия» здесь немного потеряет, но политически это правильно.

- Немного потеряет или потеряет не много?

- Немного, чуть-чуть. Сегодня депутатский корпус Оренбургского горсовета абсолютно взвешенный, состоящий из уважаемых, состоявшихся людей, за плечами которых большие и заметные дела. Уверен, жители города сами сделают правильный выбор, и подталкивать их к нему нельзя. Люди у нас мудрые и голосуют за тех, кто работает, делает дело.

- Есть такое мнение: все эти изменения в устав Оренбурга затеяны ради Юрия Николаевича Мищерякова. Вот он-то, мол, и станет тем самым избранным из числа депутатов мэром и возьмет к себе на работу того самого исполнительного директора города. Насколько, по вашему мнению, эти умозаключения оправданны?

- Недавно меня журналисты попросили прокомментировать эту ситуацию и задали вопрос о том, что губернатор якобы пытается влиять на город Оренбург, на муниципалитет. Я ответил так: в Конституции четко записано, что муниципальные образования не входят в систему государственной власти, их высшие органы – органы местного самоуправления, формируемые согласно своим уставам, которые должны соответствовать региональному и федеральному законодательствам. Поэтому влияние губернатора на этот процесс такое – он, как любой другой житель нашего города, может высказать свое мнение.

Ну а что касается Мищерякова, то он положительно себя зарекомендовал как мэр. И на дебатах в горсовете прямо сказал, что готов идти на выборы и по одномандатному округу, и по партийному списку. А как член партии «Единая Россия» он обязан поддержать инициативу изменить систему выборов мэра Оренбурга.

На мой взгляд, эта система должна быть прозрачной и понятной: первый этап – выборы избирателями депутатов, второй этап – избранные депутаты выбирают главу городского Совета – главу (мэра) города, третий этап – несколько человек могут претендовать на пост главы исполнительной власти Оренбурга. Все это будет делаться открыто, и тот, кто придет на этот пост, пройдет три конкурсных отбора. А главным станет конкурс у избирателей, когда они будут голосовать не просто за того или иного депутата, но еще и за возможного мэра. Здесь ответственность для оренбуржцев очень высокая, нам надо взвешенно подходить к каждой фамилии.

-Давайте вернемся к назначению избранным мэром исполнительного директора города. Тут-то вот нет у вас опасений, что избранный глава найдет на эту должность кого-нибудь очень для себя удобного или полезного, о деловых его качествах думая в последнюю очередь?

- У нас, у россиян, всегда есть такие опасения, потому что мы имеем историю, очень богатую на примеры подобного рода. Я считаю, здесь самое главное – чтобы все было открыто. Открытость избирательной системы, прозрачность назначения исполнительного мэра (назову его так) должны быть такими, чтобы соображения личной выгоды стали недопустимыми. Не главой города и Совета он должен назначаться, а решением всех депутатов, за которых мы, горожане, проголосуем на ближайших выборах. Таким и будет наше участие в решении этого вопроса.

Как известно, любое новшество проходит три стадии. Сначала говорят: «Это бред», потом: «Это вред», а когда все получается, хлопают в ладоши и говорят: «Мы тоже участвовали». Так что не надо бояться нового, тем более если все будет прозрачно, понятно и логично. 

 

МОИСЕЕВ Вячеслав