КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО 

Раритеты с оренбургской пропиской

 

В фондах Оренбургского музея изобразительных искусств более восьми тысяч единиц хранения. По сравнению с Эрмитажем и Третьяковкой это, конечно, капля в море. Но зато у нас есть такие коллекции, которым позавидуют иные столичные музеи. 

 

 

Это, прежде всего, коллекция наивного искусства. 

Собирать ее начали с 70-х годов прошлого века.

С огромным успехом выставки работ наивных художников из музейной коллекции неоднократно проходили в Москве – в Центральном доме художника на Крымском Валу, в выставочном зале Центрального дома народного творчества, в Московском музее наивного искусства. Теперь творчество наивных художников Оренбуржья широко известно даже за пределами нашей страны. Имя С. Степанова вошло                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               во Всемирную энциклопедию наивного искусства. Желание познакомиться с его творчеством привело в Оренбург известного в Европе немецкого художника-любителя Иосифа Гриммайзена. Картины В. Шнайдера экспонировались на международной выставке «Братислава-97». Серия работ М. Сердюкова была закуплена в московские частные галереи и во Францию. Один из французских ценителей живописи, пораженный картинами нашего земляка, даже вписал его в свое завещание. А. Кашигин стал в 2000 году членом Международной ассоциации пластических искусств ЮНЕСКО. Это ли не доказательство того, что наивное искусство, поднятое на щит оренбургскими музейщиками, – органичная и важная часть мирового художественного процесса.

Музей хранит персональную коллекцию замечательного советского художника-графика Николая Прохорова, активно работавшего в 1920-40-е годы. Представитель Ленинградской школы графики 1930-х годов, он хорошо известен и как талантливый иллюстратор, и как мастер ксилографии, литографии, рисунка, акварели. В 1935 году художник был репрессирован, выслан из Ленинграда и оказался в родном для него Оренбурге. Он много и активно работал в газетах, областном издательстве. От этого периода его деятельности остались замечательные живописные работы, акварели, огромное количество рисунков. В 1941 году он ушел на фронт, в 1942-м погиб. Его вдова все творческое наследие художника передала в краеведческий музей Оренбурга, откуда оно поступило в коллекцию областного музея изобразительных искусств. Коллекция работ Прохорова представляет наиболее ценную часть графического отдела фондов нашего музея.

 

Уникальна музейная коллекция оренбургских пуховых платков.

Без нее, по мнению специалистов, невозможно представить своеобразие российских народных художественных промыслов во всей полноте.

Платки приобретались на комбинате оренбургских пуховых платков, закупались у частных лиц, их заказывали ведущим мастерицам. Еще один источник комплектования коллекции – научные экспедиции в традиционные центры пуховязания Оренбуржья. В одной из таких поездок были приобретены палантины легендарной 90-летней мастерицы А.Ф. Блиновой. Благодаря помощи спонсоров в коллекции появился платок 40-х годов XX века, отличающийся высокими художественными достоинствами. Платки 50-х годов были с благодарностью приняты от семьи Медведевых, Федоровых, Матвиевских. Ажурный платок, выполненный его матерью, передал в дар музею оренбургский писатель, автор книги «Оренбургские платошницы» Николай Струздюмов. Основная часть коллекции представлена работами вязальщиц села Желтого Саракташского района, которое считается столицей ажурного пуховязания. Здесь вяжут все женщины. К 12-13 годам девочки уже в совершенстве владеют мастерством вязания. А в династии Гумеровых вяжет платки и внук основательницы династии Роман Гумеров.

 

Музей гордится коллекцией работ Владимира Кибальчича (Влади).

«Рембрандт современности», один из самых выдающихся художников XX века, человек интересной судьбы.

Он родился в Петрограде в 1920-м году в семье франкоязычного писателя, вошедшего в мировую литературу 30-х годов прошлого столетия под псевдонимом Виктор Серж. В 1933 году будущий художник вместе с родителями попадает в ссылку в Оренбург, куда был выслан его отец как один из представителей «левой» оппозиции. Здесь мальчик начал серьезно заниматься рисованием. В 1936 году Кибальчичам позволили покинуть страну. Более 50 лет художник прожил в Мексике, где и стал знаменитым в разных видах изобразительного искусства, особенно в монументальном. Его творчество поражает разноплановостью: настенные росписи соседствуют с акварельными и карандашными рисунками, чернильными набросками, офортами.

Художник никогда не переставал надеяться, что его произведения станут, наконец, известны на родине – в России. Мастер часто повторял, что хотел бы вернуться к российскому зрителю через город детства и ссылки, своей и отца, – Оренбург. Это произошло в 2003 году. Влади-Кибальчич передал через благотворительный фонд «Евразия» 145 офортов для оренбургского музея.  

 

Сокровища требуют ласки

Говорят, в Эрмитаже обитает целая армия кошек, охраняя произведения искусства от мышей. В хранилище оренбургского музея кошек нет. Потому что здесь нет мышей.

И с грызунами, и с насекомыми в музее успешно борются. Причем не только с помощью химии, но и с помощью проверенных временем народных средств. Признаюсь, я в домашних условиях не смогла уберечь от моли паутинку и пуховый платок. Да что я! Не каждый музей в состоянии уберечь коллекции из тканей. А здесь умудряются в течение многих лет хранить в целости и сохранности две сотни паутинок. Во-первых, хранят их в старинных сундуках, буквально в бабушкиных. Во-вторых, в холщовых мешочках, пропитанных раствором хозяйственного мыла. После каждой выставки платки отдают в чистку пуховнице, которая их стирает, а потом сушит на специальных пяльцах. Моль не любит чистые вещи, ей подавай с душком. Летом, в самое пекло, работницы музея выносят бесценные кружева во двор и развешивают на веревках, чтобы прокалить на солнце. Так что моли тут могут сказать: но пасаран! Ну и время от времени платки просто достают из сундуков, чтобы их поласкал и прополоскал свежий воздух. Вот какое это беспокойное дело – хранить раритеты.

Чего только нет в этих кладовых, которыми распоряжается главный хранитель Вера Алексеевна Щуренкова! Китайский фарфор, берестяные туеса, глиняные и деревянные игрушки, скульптуры, живописные полотна, старинная мебель, одежда, посуда. От изумления и восхищения голова кругом идет. А Вера Алексеевна, проработавшая в хранилище более четверти века, здесь как рыба в воде. Но, говорит, и у нее случается так, что вещь «пропадает». Не на самом деле, конечно, а просто глаз замыливается, или, например, картина как-нибудь незаметно встанет. Тогда приходится прибегать к известному заклинанию: «Черт, черт, поиграл немножко и отдай». Вещь обязательно находится. 

 

Чужие здесь не ходят

Ни в одном музее мира не любят отвечать на вопрос о самом дорогом экспонате своей коллекции. Предпочитают сохранять музейно-коммерческую тайну.

И правильно делают. Грабителей и воров музейных ценностей еще никто не отменял. Была такая история и в нашем музее. Средь бела дня был украден дорогой оклад для иконы. Ограбление было тщательно спланировано. Молодые люди, разглядывая приглянувшийся экспонат, нарочито громко обсуждали - настоящий он или подделка. Работник музея развеял их сомнения, сказав, что в музее выставлены только подлинные произведения искусства. «Ценители» искусства только этого и ждали. Один из них задержался в зале. В считанные секунды разбил витрину, ценный экспонат уложил за пазуху. Работник музея, оказавшийся на пути у вандала, получил удар железным прутом по руке. Грабитель выскочил на улицу, где его ждала машина. Ни оклада, ни грабителя больше никто не видел.

Это случилось еще в те годы, когда в музее не было ни сигнализации, ни охраны. И люди верили, что человек человеку друг. С тех пор в музее есть и охрана, и сигнализация. Так что с дурными намерениями сюда лучше не заходить. 

Несколько лет назад в музее даже провели учения - согласно их легенде, «грабитель» пытался унести ценную книгу. Как видите, не вышло…                              

 

ВЕРКАШАНЦЕВА Наталья