КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО |
Геннадий Найданов: «Хочется поделиться…»
2 марта Геннадию Александровичу Найданову исполнилось 60 лет. Половину из них он прожил в Оренбурге. А кажется, он здесь с самого рождения. Настолько прочно его имя связано с нашим городом. Будучи преподавателем областного художественного училища и доцентом кафедры архитектуры и дизайна Оренбургского государственного университета, он взрастил не одно поколение учеников, которые стали художниками, иконописцами, дизайнерами.
Но этим его миссия не исчерпывается. Геннадий Найданов обладает поистине энциклопедическими познаниями в искусстве. Само по себе это не удивительно: искусствовед – это человек, который ведает искусство, то есть хорошо знает его. Удивительно другое – его стремление поделиться своими знаниями с окружающими. И не только со своими студентами, а со всеми, кто хочет его услышать. Свидетельством тому – лекторий «Оренбургские сезоны», который Геннадий Александрович вел в течение двадцати лет в областной библиотеке имени Крупской. Это было живое общение – иногда под гитару, иногда под многоголосье фольклорного ансамбля «Перегода». На этих вечерах можно было увидеть наряды из бабушкиных сундуков, флаконы из-под духов всех времен и народов, дореволюционные рождественские открытки и елочные украшения, изделия народных промыслов из разных уголков страны. И много других сокровищ из личных коллекций Геннадия Найданова.
Русский пейзаж XIX века, города и музеи мира, «Золотое кольцо» России, фольклор Санкт-Петербурга – Петрограда – Ленинграда, купеческое Замоскворечье, православные святыни – об этом и многом другом люди узнали благодаря просветительской миссии Геннадия Найданова. От этих знаний светлее становится в головах и душах людей. Ведь слово «просвещение» происходит от слова «свет».
* * *
- Геннадий Александрович, это правда, что вы пообещали, если поступите в Академию художеств, то поцелуете пол в вестибюле?
- Правда. Я мечтал там учиться. И когда поступил, исполнил свое обещание. Получив диплом, собирался работать в Петергофе, где в студенчестве водил экскурсии. И ничего другого не хотел. Но попал в Оренбург и зацепился здесь на 30 лет. Оренбургскому художественному училищу нужны были специалисты. Оказалось, и мне нужен был Оренбург…
- Вы много и довольно близко общались с нашим митрополитом Леонтием. А когда вы встретились впервые?
- Я знал о нем еще до приезда в Оренбург. Как только получил распределение, мне сказали: в Оренбурге архиерей – очень интересный человек, с европейским образованием – он ведь окончил Варшавский университет. Приехал, пошел к владыке в его маленький домик. Он, переживший все превратности советской системы, дал мне много ценных советов и наставлений. Например, не позиционировать себя открыто как верующего человека. Иначе не будет роста в работе, а то и вовсе можно ее лишиться. Он показал мне место в Никольском соборе, где я должен был стоять во время службы, чтобы мы могли общаться глазами. И мы несколько лет общались визуально. Со временем отношение к религии стало меняться. С 1988 года, когда я организовал выставку, посвященную 1000-летию крещения Руси, наши отношения с владыкой стали прозрачными. С 90-х годов можно было уже, не таясь, посещать церковь. В 1993 году я впервые пошел крестным ходом на Пасху в церковном облачении – владыка благословил. А потом стал облачаться на службу в подрясник и стихарь, выполняя обязанности младшего клирика. В городе даже пошли слухи о том, что я ушел из мира.
- Вы посвятили православию большой пласт своей жизни, если не всю жизнь. Когда и как вы пришли к этому?
- Я был воцерковленным с детства. У меня была православная семья. Недавно, спустя почти полвека, я нашел своего первого духовного наставника – отца Леонида, которому в этом году исполнится 80 лет, 55 из которых он является священнослужителем. Вот думаю навестить его, съездить в Нальчик, где он окормляет военную часть и тюрьму.
И в студенческие годы в Ленинграде я не перестал посещать храм, хотя это пресекалось. Поскольку на службу не пускали, приходил к всенощной заранее, пока еще не были выставлены кордоны. Действующих церквей тогда было не так много: я бывал в Преображенском соборе на Литейном, Князь-Владимирском соборе на Петроградской стороне, часовне Ксении Петербургской на Васильевском острове. Но чаще всего – в Троицком соборе Александро-Невской лавры.
- У Вас есть любимые святые места?
Очень люблю Троице-Сергиеву лавру. И вообще мне нравятся московские храмы – церковь Всех Скорбящих Радости возле Третьяковской галереи, Новодевичий и Данилов монастыри. Посчастливилось побывать на службе в Успенском соборе Кремля.
- Почему вы идете в церковь?
- Потому что там – живой Бог. В церкви ощущаешь, как вокруг тебя разливается любовь.
- А у вас в годы правления коммунистической партии не возникало проблем на работе в связи с вашими духовными воззрениями?
- В училище меня пытались обвинить в том, что я слишком много уделяю времени древнерусскому искусству. И были очень недовольны тем, что я прочел своим студентам роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
- Вы не перестали преподавать, даже лишившись голоса…
- Я могу и хочу передать те знания, которые есть у меня. Голос – это еще не все. Главное – душа. Когда вкладываешь душу, тогда и можешь рассчитывать на результат.
- Может, поэтому среди ваших учеников так много иконописцев и священников. А ведь вы читали им не Закон Божий, а курс истории искусства…
- Я очень за них рад. Когда человек воцерковляется, тогда и начинает жить. Он теряет самоуверенность, но приобретает духовную силу. Он начинает воспринимать все то, что происходит в его жизни, как вещи неслучайные.
- И болезни?
- И болезни. Господь дает знак, посылая земное страдание, чтобы человек задумался над своими поступками. Это знак любви. Он посещает тех, кого любит. Тяжело заболев, я остался жив только благодаря молитвам моих учеников. Я еще до конца не сказал всем, кто за меня молился, всех слов благодарности. Но поминаю их в своих молитвах. Я рад, что у меня так много достойных учеников.
- А вы ставите своим студентам двойки?
- Конечно.
- По-христиански ли это?
- В свое время я спросил об этом владыку Леонтия. И знаете, что он мне ответил? «Если студентам не ставить двойки, они перестанут учиться».
- С прошлого года вы начали преподавать во вновь открывшейся Оренбургской духовной семинарии. Чему бы вы хотели научить будущих служителей Бога?
- Тому, чтобы они, будучи священнослужителями, оставались современными людьми, соответствовали своему времени, шли в ногу с техническим прогрессом.
- Вы более двух десятилетий вели лекторий, получивший в народе название «Найдановские сезоны», организовывали и продолжаете организовывать разнообразные выставки, вы дали начало концертам православных хоров в нашем городе. Что вами движет, когда вы затеваете очередную просвещенческую акцию?
- Хочется поделиться.
- Всегда удивлялась, как в вас уживается тяга к православию и любовь к дворовой песне, которой вы посвятили не один вечер из цикла «Оренбургских сезонов»?
- Одно другого вовсе не исключает. Владыка всегда говорил: «Живите полнокровно!» А песни эти я слышал с ранних лет. Отец в домашних застольях пел. Кто послушал бы, подумал, что он лет 30 отсидел. А он не имел никакого отношения к лагерям. Хотя репрессии коснулись нашей семьи. Что же касается меня и моих увлечений, могу сказать одно: православие – это образ жизни. Мне комфортно и в церковном, и в мирском облачении, и с коллегами, и со священнослужителями. Мне всегда и везде хорошо.
- Какие свои главные качества вы могли бы назвать?
- Дерзость и послушание. Я дерзкий. Иначе не отважился бы провести в 1991 году первую Пасхальную выставку. Даже владыка Леонтий не верил, что получится такая грандиозная выставка, которая всколыхнет весь город. В зале областной библиотеки был отслужен Пасхальный молебен. На открытии выставки присутствовало духовенство Никольского собора. Владыка Леонтий сказал на открытии приветственное слово. А на первой странице книги отзывов написал: «Выставка «Пасха» превосходная. Величайшая благодарность организаторам и потрудившимся. Божие благословение на дальнейшие добрые начинания». А на вторую выставку владыка дал свою митру, пасхальные яйца, праздничные облачения – белое, фиолетовое и зеленое. А сам все время, пока длилась выставка, служил в старом облачении. Как после этого не сказать, что меня Господь ведет?
ДОСЬЕ
Геннадий Александрович Найданов – искусствовед, заслуженный работник культуры России, преподаватель Оренбургской духовной семинарии, Оренбургского художественного училища, доцент кафедры дизайна ОГУ, член Союза дизайнеров России, лауреат премии «Оренбургская лира»…