КОШЕЛЁК И ЭКОНОМИКА 

Небанковский день

15 марта в Управлении Роспотребнадзора по Оренбургской области прошел круглый стол на тему «Наши деньги, наши права» с участием представителей органов местного самоуправления, Ассоциации коммерческих банков Оренбуржья и общественных организаций.

Мероприятие приурочили к Всемирному дню защиты прав потребителей, посвященному в этом году правовой защите пользователей финансовых услуг.

Такая направленность не случайна: больше всего нарушений потребительских прав происходит сегодня именно в сфере банковского обслуживания.

Недавно Управление Роспотребнадзора Оренбургской области провело 36 проверок разных организаций, занимающихся кредитованием, и выяснило основные источники народных бед: отсутствие информации о комиссиях за ведение и закрытие счетов и об условиях погашения кредитов, в том числе досрочно, а также сплошь и рядом – ущемление прав граждан при расторжении или изменении условий договоров. По результатам проверки управление составило 31 протокол в отношении 14 финансовых субъектов. Среди многочисленных жалоб населения преобладали образование необъяснимого долга по банковской карте и отказ банкоматов выдавать деньги.

- Обычно эти вопросы решаются в административном порядке, - говорит руководитель Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области Наталья Вяльцина. – Но был случай, когда клиент утверждал, что не брал денег у банка, которые ему вменяли в долг, – тут уже пришлось привлекать органы милиции и прокуратуры.

В 2008 году, когда областное управление Роспотребнадзора только начинало взаимодействовать с банками и законодательными структурами по вопросам защиты клиентских прав, отношения были, мягко говоря, натянутыми. Сегодня всем стало ясно, что необходимо не только повышение общей финансовой грамотности населения, но и меры воздействия на финансовые организации и новые законы, стоящие на стороне граждан.

Некоторые меры уже приняты, но многое еще сделать предстоит. В Управлении Роспотребнадзора по Оренбургской области уже два года работает общественная приемная по внесудебному урегулированию финансовых вопросов. Как вариант представители Роспотребнадзора предложили создать такие же приемные при банках и ввести единые правила оказания финансовых услуг для всех банков Оренбуржья. С 20 марта вступает в силу обновленный закон «О банках и банковской деятельности», в котором будут полнее учтены права потребителей. Однако степень активности оренбуржцев при обращения в арбитражные суды невелика: из всех, кто «обжегся» на погашении кредита, выяснять отношения с финансовыми структурами решилась едва ли пятая часть.

- Мы высказали свои предложения, теперь хотелось бы услышать ваши, - обратилась к представителям банковской сферы Наталья Вяльцина. – Какие меры будут приняты с вашей стороны?

Представители банков пока промолчали. Но уяснили, что вставать на защиту прав своих клиентов им придется в самое ближайшее время.

ИГНАТКОВА Инна