КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО 

Антракт для героя

 

Открытое письмо художественному руководителю Оренбургского драматического театра народному артисту РФ Р.В. Исрафилову

Уважаемый Рифкат Вакилович! 

Кук удивительно иной раз оборачивается судьба! Когда Вы приехали в Оренбург, чтобы возглавить наш театр, за вами тянулся шлейф художника, несправедливо обиженного властью. Чувство оскорбленного достоинства подвигло Вас на постановку «Дон Жуана». На роль героя, посмевшего возражать небесам, то бишь сильным мира сего, Вы выбрали артиста Олега Бажанова. И вот теперь он – изгнанник. Вы поменялись ролями. Не сомневаюсь, ни один юрист не подкопается – артиста уволили по закону. В редакцию принесли список его прегрешений за десять лет – в 2003-м он «саркастически высказывался в адрес режиссера, мешая творческому процессу», чуть позже позволял себе «грубые высказывания необоснованных претензий» в Ваш адрес, ну и, наконец, апофеоз – прогул репетиции.

Не мне Вам объяснять, какими скверными характерами, случается (и достаточно часто), наделены люди искусства. Причем, как ни обидно, чем человек талантливее, тем несноснее его нрав. И в то же время Вы прекрасно знаете, как много прощалось, прощается и будет (а куда деваться?) прощаться за талант. Не мне Вам рассказывать, что прощали Олегу Ефремову. И правильно! Иначе еще вопрос, имели бы мы «Современник»… Конфликт Любимова с Высоцким достигал порой шекспировского накала. Олег Даль, Александр Абдулов… Можете продолжить список. Режиссеры, которые работали с ними, умели подняться над собственным самолюбием.

Олег Бажанов, впервые вышедший на оренбургскую сцену в образе князя Мышкина, лет десять играл Швабрина. За это время может надоесть любой классический герой. А вместо новых масштабных работ Вы предложили ему вступить в ту же воду: возобновленный «Дон Жуан» ни идейно, ни эстетически не стал обновленным. Ничего достойного своих возможностей Олег Бажанов давно не играл. Его ли это вина?

Мне кажется, Рифкат Вакилович, что в театре есть и другие несправедливо обойденные Вашим режиссерским вниманием и новыми ролями артисты. Случайно ли сложилось, что они в основном из прежней труппы, в которую Вы когда-то вошли на правах хозяина и которая Вас радостно приняла?

Не сомневаюсь, что художественный руководитель имеет право строить свой театр. Поначалу концепция этого строительства виделась привлекательной – классические произведения сочетались в афише с современной драматургией, любимые зрителями артисты регулярно появлялись на сцене. У вас имелась и воплощалась излюбленная тема – героя-бунтаря.

Что происходит сейчас? Ваш давний замысел «Горя от ума» так и остался в проекте. 65-летие Великой Победы не удостоилось чести быть отмеченным постановкой. 80-летие единственной в Оренбуржье народной артистки России Александры Жигаловой прошло незамеченным. Очередного режиссера в театре нет. А те, что приглашаются на постановки, осуществляют самоповторы, как И.  Райхельгауз, Н. Чусова. Это не творческий процесс, а поточное производство. Вы перенесли несколько студенческих спектаклей на большую сцену, но они довольно быстро исчезли из репертуара, потому что учебные работы не выдерживают проверки профессиональной сценой.

Иной раз обескураживает и Ваша репертуарная политика. Зачем надо было извлекать на свет божий пьесу Карпенко-Карого? Свое предназначение – нести мораль в темные народные массы – она исчерпала давным-давно. Театр призван внедряться в современность, открывать зрителю глаза на то, что происходит сейчас и с нами. К сожалению, даже шукшинская вещь «До третьих петухов» отстала от сегодняшнего дня – и черти нынче другие, и Иванушки.

Не отнесешь к удачам и недавнюю постановку «Бешеных денег» А.  Островского. Но уже по другой причине. Режиссерский метод, примененный В. Кове, можно определить как дикарский. Он вполне возможен в обращении с Шекспиром, но не с тонким психологом Островским, погруженным в быт и подробности. С кувалдой на Островского идти не стоит. Режиссер разложил пьесу на этюды по физическим действиям для удобства работы с актерами, а собрать то ли не успел, то ли не сумел. Это чуждая нашему театру эстетика, ведь Вы, Рифкат Вакилович, всегда провозглашали себя приверженцем и последователем русского психологического театра.

На днях состоится премьера очередной коммерческой комедии в Вашей постановке. Надеюсь, Вы не обидитесь на мои слова: от художественного руководителя ждешь большего. Как жаль, что в театре больше не бунтуют, а от возмутителей спокойствия предпочитают избавляться.

РАКУТИНА Татьяна