ГОРОД И ГОРОЖАНЕ 

Рельсы в каникулы

 

Вчера, 1 июня, состоялось открытие Оренбургской детской железной дороги. В торжественной церемонии приняли участие председатель Законодательного собрания Оренбургской области Дмитрий Кулагин, первый заместитель министра промышленности и торговли Оренбургской области Александр Шведов, начальник Оренбургского филиала Южно-Уральской железной дороги Виктор Попов и другие ответственные лица.

Для оренбуржцев это всегда радостное событие – с открытием дороги как бы открывается лето! Но нынешнее – особенное: дорогу, которой в этом году исполнится 57 лет, не просто капитально отремонтировали, а практически построили заново. Буквально перешли на новые рельсы, которые и выше, и шире прежних. Вместо деревянных шпал, которые после половодья всякий раз подгнивали, поставили железобетонные. Железнодорожное полотно приподняли, построили новые платформы и установили новые павильоны на всех четырех станциях. На станции Комсомольской выложили плиткой перрон, разбили газоны с клумбами. Вдоль пути посадили молодые деревца. Сверкают свежей краской семафорные столбы и арка моста через Урал, под которую ныряет поезд, трогаясь с Комсомольской. Кстати, и сам поезд после ремонта выглядит как новенький. Юные железнодорожники по праву ощущают себя героями дня – ведь детская железная дорога, одна из достопримечательностей Оренбурга, вторая по протяженности среди ей подобных в России. А самое главное – это не парковый аттракцион, как в других городах. Оренбургская дорога хоть и детская, но работу выполняет взрослую – возит пассажиров в Дубки и обратно. Кто-то едет в загородные лагеря навестить детей, кто-то позагорать на форштадтском пляже. Еще не так давно детская дорога перевозила за сезон 25 тысяч горожан. С тех пор как улица Советская стала пешеходной, количество пассажиров, преимущественно пожилого возраста, убавилось до 15 тысяч. Но юным железнодорожникам хватает работы.

Сейчас железнодорожному делу обучается 580 учащихся 5-9 классов. Когда-то их количество доходило до 1 200, но были времена, когда за партами сидело и 150 человек. Всякое случалось за более чем полувековую историю детской железной дороги. Один год из-за отсутствия финансирования состав все лето простоял на приколе в Дубках. Правда, после этого отстоя поезд выглядел так, будто нарвался на вражескую мину. И вагоны, и локомотив были до такой степени раскурочены, что не годились к эксплуатации. Подверглось разгрому и железнодорожное полотно: предприимчивые сограждане выкорчевывали рельсы на постройку гаражей, погребов и прочие хозяйственные нужды.

Куда там герою чеховского рассказа «Злоумышленник», который откручивал гайки от железнодорожного полотна на грузила для удочки!

А ведь когда-то на эту дорогу выходили всем миром не ломать, а строить. Даже домохозяйки, бросив швабры и кастрюли, спешили на субботники. Потому и построили детскую железную дорогу в рекордно короткие сроки – за два с половиной месяца. После ее реконструкции здесь будет налажено патрулирование. Так что халявщикам вряд ли удастся теперь поживиться.  

Несмотря на то, что сейчас наиболее престижными считаются совсем другие профессии, ребятишки с большим интересом занимаются в школе юных железнодорожников, а летом с удовольствием практикуются на маршруте от станции Комсомольской до станции  Кировской. Дорога хоть и детская, а дисциплина тут жесткая. Рабочий день для школьников, исправно исполняющих обязанности проводников, дежурного по вокзалу, начальника поезда, стрелочника, помощника машиниста и, наконец, самого машиниста, начинается чуть свет. Вставать приходится в 6.45. И это в каникулы!

Итак, 1 июня. 10 часов утра. «Паровоз в дыму по пояс бьет копытом на пути…». Юные железнодорожники серьезны и сосредоточенны. Пассажиры занимают места согласно купленным билетам. Сегодня их не так уж много. Но в разгар сезона вагоны будут переполнены. Впрочем, все зависит от погоды и даже от телевизора. Чем интереснее телепрограмма, тем меньше желающих прокатиться за город… Поезд трогается. Набирает 25 километров в час. Локомотивный ресурс позволяет мчаться вдвое быстрее. Но нельзя – локомотив ведет ребенок, хотя и в паре с инструктором. Вслед веселым голубым вагончикам машут ветками деревья, кланяются травы. Поезд едет в лето.

 ДОСЬЕ «ОН» 

За время существования Оренбургской школы юных железнодорожников более 2,5 тысячи ее выпускников связали свою жизнь с железной дорогой. Очень многие стали известными людьми в городе. Среди них, например, - председатель Законодательного собрания области Дмитрий Кулагин, бывший мэр Оренбурга, а ныне директор Оренбургского книжного издательства Геннадий Донковцев и многие другие.

 

ВЕРКАШАНЦЕВА Наталья