КОШЕЛЁК И ЭКОНОМИКА 

Предприниматель, верь: придет она –

 

эра, когда на самых почетных местах в оренбургских магазинах будут товары от местных производителей 

В субботу в зале областной филармонии был аншлаг. Но не по случаю выступления очередного любимца публики. На этот раз организаторами, виновниками и участниками торжества стали оренбургские предприниматели, в их числе члены Торгово-промышленной палаты Оренбургской области. И праздник они отмечали двойной: День российского предпринимательства, который с 2007 года указом Президента России отмечается 26 мая, и 15-летие региональной ТПП. 

Именно к нему и была приурочена межрегиональная конференция «Российскому предпринимательству – XX лет» и общее собрание, посвященное деятельности крупнейшего объединения промышленников и предпринимателей региона.

В этих мероприятиях приняли участие руководители ряда министерств, федеральных структур власти и крупнейших муниципальных образований области, депутаты, предприниматели и руководители предприятий, представители ТПП России и региональных палат, организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства, политических партий и общественных организаций, творческих союзов и средств массовой информации. Кроме традиционных выступлений, соответствующих праздничной атмосфере, участникам была предоставлена уникальная возможность для неформального общения, чем они не преминули воспользоваться.

Впрочем, мероприятия, посвященные предпринимательству, начались за несколько дней до официальных торжеств. Первые поздравления (как говорится, дорого яичко ко Христову дню) получили именно 26 мая участники круглого стола «Покупай оренбургское. Взаимодействие бизнеса и власти по формированию предпочтений потребителей». Он состоялся в конференц-зале Торгово-промышленной палаты. Конечно, это не зал филармонии, а помещение, так скажем, камерное, но для делового разговора в самый раз. От власти в нем принимали участие начальник управления по развитию потребительского рынка министерства экономического развития, промышленной политики и торговли области Евгения Прокофьева, заместитель министра сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Виталий Левахин, председатель комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации Оренбурга Алексей Широбоков, от Торгово-промышленной палаты – вице-президент Олег Авдеев, генеральный директор «УралЭкспо» Лариса Крючкова, от предпринимателей – представители фирм-производителей товаров и услуг, а также предприятий торговли, специалисты ведущих вузов города.

Всех волновала предложенная хозяевами-организаторами проблема: как сделать, чтобы прилавки больших магазинов, принадлежащих многочисленным торговым сетям, и малых, тех, в которые мы заглядываем по пути домой, чтобы купить продукты и товары ежедневного спроса, были насыщены продукцией местных товаропроизводителей, и она не терялась в ряду многочисленных конкурентов из ближнего и дальнего зарубежья?

В том, что оренбургские товары, особенно продукты питания, стоят внимания покупателей, ни у кого из присутствующих сомнения не было.

- Наше мясо и мясопродукты, наше молоко, наши овощи, а уж тем более, наша мука и хлебобулочные изделия, - ничуть не хуже, зачастую и лучше, чем у конкурентов из других регионов, - уверен замминистра сельского хозяйства Виталий Левахин.

В этом ничуть не сомневается и Евгений Коршунов, шеф-редактор портала oren.ru. Он утверждает со ссылкой на научные исследования, что молочные изделия, привезенные издалека (даже за 200 - 600 километров) значительно теряют в качестве, хотя бы потому, что для их хранения не обойтись без консервантов. А они, как известно, не так уж и безвредны для здоровья.

Прозвучали и другие аргументы в пользу оренбургских товаров: их экологическая безупречность, поддержка рублем своего производителя (рабочие места, налоги в местные бюджеты) и, в конце концов, чувство патриотизма. Почему не отдать предпочтение своим товарам, если они, по меньшей мере, не хуже привозных?

Другое дело, как безошибочно попасть на своих?

- Нам нужен свой, оренбургский бренд, - считает Евгения Прокофьева. – Мы даже провели конкурс и получили интересные предложения, но окончательное решение пока не принято.

Вот и у участников круглого стола мнения разошлись, причем на таком уровне: а нужен ли вообще единый бренд разным производителям, в то время как мировая тенденция движется в обратном направлении – известнейшие компании, даже такие как «Кока-Кола», напротив, стремятся к разнообразию, к примеру, для России раскручивают бренд «Русский квас». В итоге дискуссии вроде бы появилось предложение: оставить бренды товаропроизводителей в покое, просто добавить к ним что-то типа регионального значка: колобок или куницу. А что? Есть же на алкогольных напитках наша марка с мордой медведя. Хотя непонятно: чего ради медведь в нашем-то степном крае? Ну да ладно, суть не в этом, а в том, как же все-таки бизнес и власти могут помочь формированию предпочтений потребителей.

Ах да! Есть областная программа «Покупаем оренбургское» (помнится, доводилось даже участвовать в нескольких акциях, направленных на ее пропаганду). Эти же слова вписаны и в тему круглого стола. Вот только, как выясняется, программы-то такой в области еще нет, она только разрабатывается. И денег под нее тоже пока нет, и когда будут – неизвестно: кризис… Да что там целая программа, которую еще предстоит создать, обсудить, предъявить Законодательному собранию, получить не только добро, но и средства для ее реализации! Мы не можем поддержать своего производителя, который с подачи минсельхоза закупил оборудование, технологии и начал выпускать отличное молоко для школьного питания, упакованное в точно такие же порционные коробочки (с трубочками в придачу), как для сока. Зато его приобретают соседние (и даже не соседние!) регионы, где, видимо, прекрасно помнят песенку: «Пейте дети молоко, будете здоровы!» А мы – нет. Единственное исключение – Орск. Хотя как раз программа по школьному питанию у нас есть, но денег в ней на такое вот молоко не предусмотрено.

- Мы не просили организовать его выпуск прямо сейчас, - сказал в свое оправдание Виталий Левахин. - Мы только спросили, есть ли такая возможность.

- Ну, конечно, а мы, как и прежде, будем его кипятить в кастрюлях и разливать половником по стаканам, к которым зачастую никто из школьников и не притрагивается, - раздалась реплика с места.

Помнится, губернатор Алексей Чернышев призывал и чиновников от образования, и директоров школ обеспечить учащихся ежедневным стаканом молока. Оно есть у нас – от оренбургского производителя. И еще много чего есть: и свой майонез, и свои торты, и своя крупа, и свой кирпич, и своя глиняная игрушка, и даже упаковка с оренбургской символикой, и свой оренбургский сайт, где можно разместить информацию о своей продукции, причем бесплатно… Осталось посчитать (для того у нас и соответствующие министерства есть), сколько и чего оренбургского способен переварить рынок при нашей с вами, граждане оренбуржцы-патриоты, покупательной способности и аккуратно так помочь нашим товарам потеснить конкурентов по целому ряду позиций. И программа «Покупаем оренбургское» в этом деле была бы очень даже кстати. Ждем-с! 

 

КСТАТИ 

В пятницу, 28 мая, в малом зале администрации города прошло заседание Общественного совета предпринимателей при главе Оренбурга.

В этот же день сотни оренбуржцев, приехавших в культурный комплекс «Национальная деревня», посетили выставку-ярмарку оренбургских товаров народного потребления. И очень многие уехали с покупками.


СПРАВКА «ОН»

Торгово-промышленная палата (ТПП) Оренбургской области – негосударственная некоммерческая организация, основанная на членстве предприятий, предпринимателей и организаций области, призванная выражать интересы предпринимательства во властных органах, на внутреннем и международном рынках. Учреждена в июне 1995 года. Президент – Виктор Сытежев, вице-президенты – Олег Авдеев и Владимир Манохин. 

В составе учредителей – ОАО «Оренбургнефть», «Уралэлектро», «Оренбургасбест», ООО «Компания «Мехатроника», НПФ «Экобиос», ЗАО «Велт», другие предприятия и предпринимательские структуры Оренбуржья. Численность членов палаты – более 500, среди них предприятия металлургической, нефтяной, машиностроительной, перерабатывающей, легкой, пищевой, сельскохозяйственной промышленности, коммерческие и некоммерческие организации, учебные заведения и частные предприниматели.

ТПП Оренбургской области – член ТПП Российской Федерации и имеет ряд договоров о сотрудничестве с ТПП стран СНГ и дальнего зарубежья. Своей миссией палата видит содействие развитию экономики Оренбургской области, формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, согласование и представление интересов всех ее членов, предпринимателей и их объединений независимо от форм собственности, подчиненности и местонахождения на территории Оренбургской области.

В Оренбургской области действуют филиалы ТПП региона в Орске, Бузулуке, Медногорске, Соль-Илецке, Новотроицке. Открыты представительства в Бугуруслане, Кувандыке.

 

 

ЮЛАЕВА Татьяна