Оренбургская Неделя
КОШЕЛЁК И ЭКОНОМИКА 

Поставщик и потребитель: кто кого,или Нам не жить друг без друга

 

Дискуссия на тему, предложенную участникам депутатских слушаний, – «Реформа жилищно-коммунального хозяйства области, проблемы тарифного регулирования и управления недвижимостью» началась еще на подходе к Колонному залу Дома Советов. 

Журналисты буквально засыпали вопросами руководителя Департамента по ценам и тарифному регулированию правительства области Владимира Горькова. Всех интересовало, сумеет ли область выполнить задачу, поставленную накануне премьер-министром Владимиром Путиным на заседании Правительства России удержаться в рамках 15-процентного роста платежей на жилищно-коммунальные услуги.

Владимир Яковлевич был несколько растерян. Хотя уж кто-кто, а он точно знает, на какие размеры повышения тарифов в этом году вышли основные поставщики ресурсов (газ вырос в цене в первом квартале более чем в два раза, во втором – еще в полтора), и что нас ожидает в ближайшем будущем. Параметры, между прочим, не из головы взяты, а прописаны в правительственных документах, в том числе в Стратегии социально-экономического развития страны. 

Картина маслом: кроме дальнейшего повышения тарифов еще и выравнивание цены по международным стандартам, плюс оплата транзитного плеча (а это от Ямала до Оренбурга, не одна тысяча километров, несмотря на то, что наша область сама газ добывает и перерабатывает). Продолжится и рост тарифов в электро- и теплоэнергетике (причиной тому и газ, на котором работают турбоагрегаты, и острая необходимость в модернизации производства). Госдума даже собирается вводить социальные нормы, что, по мнению того же Горькова, приведет в конечном итоге к росту платежей населения.

Осознавая это, муниципальные предприятия, непосредственно связанные с жилищно-коммунальным хозяйством, уже подали в департамент заявки на увеличение тарифов в ЖКХ на 25, 30, 40 и даже 70 - 80 процентов. Причем их «аппетиты» подтверждены главами муниципалитетов!

- С мест нас просят увеличить тарифы, - рассказывает Владимир Горьков. – И ведь цифры в большинстве своем действительно просчитаны. Если ЖКХ этих денег не получит (а получить оно их может только от потребителей, то есть от нас с вами, бюджетная компенсация по закону отменена. – Т.Ю.), то его ждет банкротство.

Чтобы ограничиться 15 процентами, нужны, по мнению большинства участников слушаний, бюджетные вливания. На муниципальные вряд ли можно рассчитывать, региональная казна тоже не дойная корова, сформирована с дефицитом. Раскошелятся ли федералы?

Заместитель директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития РФ Людмила Соловьева отметила, что на всероссийском уровне для решения комплексных проблем, связанных с тарифообразованием, технической и технологической организацией работы сферы ЖКХ, привлечением инвестиций, разработана долгосрочная программа. В течение ближайших пяти лет ее финансирование должно составить около 4 триллионов рублей, из которых 400 миллионов будут выделены из федерального бюджета.

А остальные? Это деньги, которые нужно найти в регионах (еще бы кто подсказал, где клад зарыт!), в том числе и у самих жителей - что за капитальный ремонт собственникам придется в обязательном порядке платить из своего кармана, сомнений после слушаний нет.

Вот и заместитель председателя комитета Государственной думы по собственности Евгений Богомольный, сделав кивок в адрес производителей энергоресурсов и работников коммунальной сферы: «При расчете тарифов они должны уяснить, что живут в первую очередь за счет потребителей и не могут перекладывать бремя расходов на население» (еще как могут! - Т.Ю.), тут же напомнил собственникам жилья, что за комфорт нужно платить. А какой комфорт, если, как отметил в своем вступительном слове председатель Законодательного собрания Дмитрий Кулагин, по данным опросов «Левада-центра», лишь 10 процентов россиян считают свои условия проживания хорошими?

Но, судя по всему, наше государство считает, что дареному коню, то бишь бесплатно приватизированной квартире, в зубы не смотрят (а вот зря мы это сделали – дома-то должны были передаваться в добротном состоянии, а не по принципу «на тебе, Боже, что нам не гоже!»). - Нередко граждане остаются один на один с техническими, финансовыми, правовыми и другими заботами, - вряд ли кто-то не согласится с таким мнением председателя профильного комитета Сергея Катасонова. - Предстоит найти законодательные пути решения этих проблем, поддержать инициативу жильцов.

Но при этом и он не забыл посетовать на пассивность жителей в вопросах самоуправления и жизнеобеспечения, неготовность их, то есть нас, взять на себя ответственность за безопасность жилища. Откуда же взяться активности жильцов, коли тот же Сергей Михайлович считает, что товарищества собственников жилья не защищены от произвола властных и силовых структур, а уровень квалификации управленцев низкий?

Если бы только управленцы уровня ТСЖ, а то ведь и некоторые наши главы муниципальных образований до сих пор не поняли, что несут всю полноту ответственности за состояние ЖКХ на своей территории. Впрочем, в кулуарах высказывалось пожелание вернуть все на круги своя, то есть на региональный, губернаторский уровень... Мол, так будет надежнее.

Впрочем, в рекомендации, выработанные по итогам слушаний, это предложение не вошло. Зато содержится много других действительно очень важных и нужных условий продолжения реформ ЖКХ в Оренбуржье и не только. Это и внесение изменений в Жилищный и Налоговый кодексы РФ, и скорейшее принятие новых правил предоставления услуг управляющими компаниями и ТСЖ, и изменение механизма формирования цены на газ и электроэнергию, и установка муниципалитетами дифференцированных нормативов на жилищно-коммунальные услуги, и еще много чего полезного на шести с лишним страницах… Как сказал, подводя итог, Дмитрий Кулагин, дискуссия позволила всесторонне увидеть проблемы и сформулировать подходы их решения. Будем надеться, что они не останутся на бумаге. Жилкомхоз, конечно, не Москва 1941-го, но и тут отступать некуда.

 ЦИТАТЫ 

Председатель Законодательного собрания Оренбургской области Дмитрий Кулагин:

- В области сложилась система социальной поддержки населения, выработаны механизмы, позволяющие в целом бесперебойно действовать коммунальным службам. Если по стране рост тарифов составил 22 процента, то у себя мы уложились в 18. То есть поиск золотой середины, когда не разрушается система ЖКХ и в то же время сдерживается рост квартплаты, в Оренбуржье ведется постоянно.

 Депутат Законодательного собрания области Сергей Катасонов:

- В регионе разработан и принят необходимый пакет нормативных правовых актов, помогающих на нынешнем этапе обеспечить определенный качественный уровень проживания.

 

ЮЛАЕВА Татьяна