КОШЕЛЁК И ЭКОНОМИКА 

Гаражи уходят… в небо

 

О том, как в Оренбурге воплощается в жизнь программа многоярусного строительства «жилья» для автомобилей, принятая на 2009-2020 годы, журналистам в ходе информационного брифинга в администрации Оренбурга рассказали заместитель главного архитектора города Сергей Бренев и начальник муниципального автономного учреждения «Архитектура и градостроительство» Олег Агарев.

 

Привычка свыше нам дана…

Сразу после окончания этого мероприятия мы с водителем редакционной машины отправились по адресу, названному на брифинге, - к Центральному рынку. Там не на бумаге, а на земле возвышается, одна, и пока единственная в своем роде, многоярусная парковка.

К сожалению, как и констатировал Олег  Огарев, машин, которые выбирают себе там место для стоянки на время посещения рынка, не так уж и много. Большинство по-прежнему предпочитают оставлять свое транспортное средство на территории, прилегающей к рынку. Она забита авто со всех сторон, авто припаркованы даже там, где знак «Остановка запрещена» не заметить просто невозможно. Не помогают и плакаты с призывами: «Просьба машины возле ворот не ставить!» Ставят! Почему?

Чтобы ответить на этот вопрос, направляемся к въезду  на парковку, у которого дежурит охранник. Знакомимся. Сергей, так он представился, любезно рассказывает о том, какие существуют правила для тех, кто пожелает воспользоваться здешними услугами. Оказывается, они просты и понятны. Въезжаешь через турникет бесплатно, а выезжаешь, оплатив стоимость услуги в кассу в  зависимости от времени пребывания автомобиля на площадке. Чтобы ни у кого вопросов по этому поводу не возникало, прямо на въезде, нажав, не выходя из машины, кнопку автомата, получаешь бесплатный билет с указанием времени начала парковки. Вот, собственно, и все.

Смотрю, что некоторые автомобили, въезжая и выезжая, просто прикладывают «корочки» к экранчику автомата.

- Это наши постоянные клиенты, - объясняет Сергей. – Они приобрели пропуска на длительный срок. Кто-то оставляет здесь машину на ночь (мы работаем круглосуточно), кто-то  на длительный срок. Вот этот автомобиль хозяин поставил здесь на время своего отпуска. Он знает, что с машиной все будет в порядке.

- Это точно, - подтверждает молодой человек, приехавший с супругой на рынок. – Мою машину без присмотра не оставишь. Она побывала в аварии. Дверцы не закрываются. А здесь я спокоен. Могу с женой за покупками пойти, сумку носить.          

- Так почему же не все следуют такому примеру? – продолжаю расспрашивать Сергея. – Может, мест не хватает или парковаться сложно?

Но, оказывается, и места есть, причем прямо на первом ярусе, и проезды широкие, и расстояние между стоящими автомобилями позволяет спокойно совершать маневр даже новичку, да и на следующие этажи вырулить невелико искусство, а спуститься или подняться с покупками можно на лифте.

Может, прав Олег Огарев - не привита оренбуржцам-автомобилистам культура парковки? А может, такие они экономные, что каждую копейку берут?

Спрашиваю об этом теперь уже водителей, дежурящих в своих машинах под открытым небом.

-Да нет, - говорят, - не жалко 20-30 рублей. Просто на несколько минут жену завез за мясом (овощами-фруктами и прочими продуктами). Смысла нет на парковку заезжать.

- И сколько минут уже ждете супругу?

– Около часа. А вот и она! - к автомобилю, согнувшись под весом сумок, приближается  жена.

«Нет, думаю, лучше ретироваться побыстрее, вряд ли у женщины после такого шопинга хорошее настроение…» А ведь могло быть и по-другому…

Впрочем, хорошие привычки сами по себе не возникают. Это, как говорится, вторая натура. Но откуда ей взяться, если на весь город одна такая многоярусная парковка и той без году неделя?

В основном же владельцы машин вынуждены держать своих «коней» во дворах, вдоль местных проездов новых микрорайонов, узких улочек в центральной части города, на газонах, на тротуарах, в скверах и парках... Причем не только днем, но и ночью. А куда деваться, если нет ни гаража, ни места на платной стоянке либо оно слишком накладно? Конечно, этим обстоятельством очень недовольны как сами автовладельцы, так и их «безлошадные» соседи. Впрочем, последних становится все меньше.

За последние годы количество автомобилей выросло и продолжает расти в геометрической прогрессии. «С этим надо что-то делать», - решили городские власти и, поездив по городам России в поисках опыта, разработали и приняли-таки год назад программу многоярусного гаражного строительства до 2020 года (она утверждена постановлением главы города в июне 2009-го).
Как доложили на брифинге Сергей Бренев и Олег Агарев, год зря не прошел. Их службы «работают над разработкой стартового материала».

Успехи таковы: составлен пакет документов на выделение участков под строительство четырех парковок вместимостью порядка на тысячу мест каждая. Первые появятся на ул. Монтажников, 32/4, на пересечении Загородного шоссе с проспектом Гагарина, на улицах Котова и Тихой: «Проведены предпроектный анализ и необходимое согласование с заинтересованными структурами на возможное размещение этих объектов».

Первые инвесторы проявили заинтересованность к строительству многоярусных парковок и в районе жилой зоны Загородного шоссе. Это 13а, 16, 19, 19а микрорайоны. Там планируется разместить от 3 до 3,5 тысяч машиномест, что, по мнению специалистов, полностью удовлетворит потребности проживающих в данных микрорайонах горожан. Квартиры там купили в основном люди молодые и не бедные, многие семьи обзавелись уже парой автомобилей, но не имеют возможности пристроить их под крышу.

Как заявил Сергей Бренев, город готов помогать всем инвесторам, заинтересованным в решении гаражной проблемы. В частности, по примеру Москвы содействовать сокращению сроков  согласований документов – там вместо года на эти процедуры уходит три-четыре месяца. По его словам, должны помочь  решению проблемы гаражного обеспечения местные нормативы проектирования застройки жилых массивов. Решение об их разработке принято.

Олег Огарев, изучавший столичную программу «Народный гараж», ориентированную, в основном, как раз на строительство парковок в уже существующих жилых микрорайонах, считает, что она вполне может прижиться и в Оренбурге, в уже застроенных районах, где  парковочные места закладывались из расчета 70 на 1000 жителей (как во второй половине ХХ века), что явно не соответствует требованию времени.

Чтобы таких ошибок больше не допускать, для зон новой застройки, в том числе вдоль Загородного шоссе, предлагается увеличить норматив  до 300.

- Данный проект уже прошел согласование, и в августе 2010 года будет вынесен для обсуждения на заседании Оренбургского городского Совета, - пообещал Бренев.

По одежке протянем ножки?

А теперь вернемся туда, откуда мы и начали наш рассказ: в центральную часть города и примыкающие к ней кварталы старой застройки с гаражами, преимущественно металлическими, внутри дворов. В первую очередь «падут» те, что не имеют санитарных зон. На месте ГСК внутри жилых массивов, там, где это не противоречит нормам, будут строиться многоярусные парковки.

- Разговор на эту тему мы уже провели с руководителями большинства таких ГСК, - сказал Сергей Бренев.

Дело это, конечно, неплохое. Но ведь упирается в цену вопроса. В Москве постоянный бокс в таком гараже обходится владельцу, по словам Огарева, примерно в 350 тысяч рублей. Если даже в Оренбурге он будет стоить дешевле, то ненамного. А ведь многие члены ГСК, имеющие металлические гаражи, - пожилого возраста, и машины у них тоже в основном преклонного возраста.

На вопрос «ОН», не окажутся ли они на улице, заместитель главного архитектора ответил, что интересы таких автовладельцев будут внимательно рассмотрены и что у них нет повода волноваться. Эти бы слова да Богу в уши!

Как выяснилось, нет повода беспокоиться за свои гаражи и тем, кто имеет их в ГСК вне жилой застройки, к примеру, за аппаратным заводом в Степном. «Они там никому не мешают», - заверил Сергей Бренев.

Что ж, поживем - увидим. Кстати, вопрос навскидку (жаль, что не задала его на брифинге, правильно говорят, что хорошая мысля приходит опосля, впрочем, может быть, не такая уж она и хорошая): а почему бы не использовать под парковку то подземное пространство, которое известно как «Атриум», тем более что именно уход под землю Бренев и Агарев называли одним из способов решения проблемы парковок в центре города?                

За последние 20 лет количество автомобилей возросло с 70 до 300 единиц транспортных средств на 1000 жителей. По прогнозам, через 5-7 лет количество транспортных единиц на 1000 жителей возрастет до 350.

ЮЛАЕВА Татьяна