ГОРОД И ГОРОЖАНЕ 

В который раз сойдемся снова в рукопашной?

 

В Оренбурге не без участия чиновников продолжается передел рынка пассажирских перевозок 

На прошлой неделе в Оренбурге была предпринята попытка захвата 39-го автобусного маршрута. Перевозчики отнюдь не считают, что это был бой местного значения. В редакцию «ОН» поступило письмо, под которым 156 подписей. Считаем нужным его опубликовать.

Открытое письмо 
Уважаемые губернатор Юрий Александрович Берг, председатель Законодательного собрания Дмитрий Владимирович Кулагин, главный федеральный инспектор по Оренбургской области Игорь Александрович Удовиченко, прокурор области Игорь Викторович Ткачев, начальник Управления ФСБ по Оренбургской области Харун Жекерияевич Карчаев! Уважаемые жители города!
Беспрестанно средства массовой информации твердят о безобразиях, творящихся в сфере пассажирских перевозок, виновными в которых чаще всего называются частные перевозчики. Так продолжается уже не один год. Создается впечатление, что чиновники сбились с ног, стараясь навести порядок, а мы, предприниматели-перевозчики, работающие на автобусах «ПАЗ» более 15 лет, препятствуем решению этой непосильной для них задачи.

Давайте вместе разберемся в целом ряде мифов, связанных с нами, частными перевозчиками (сразу оговоримся, что «газели» - не наш профиль), и вытекающими из них претензиями со стороны муниципальной власти.

Претензия 1. На городских маршрутах слишком много транспорта (автобусов).

НЕТ ТАКОЙ ПРОБЛЕМЫ!!! Но ее искусственно создают чиновники из городского управления пассажирского транспорта. Им ли не знать, что автобусов средней и большой вместимости в городе не хватает. Сегодня это особенно остро чувствуют горожане, которые пользуются маршрутами 32, 15, 27 (их обслуживают исключительно «газели»), 17, 18, 30, 33 (автобусов на линию выходит очень мало) и некоторыми другими. Кстати (точнее, совсем некстати), в соответствии с документами, эти маршруты были закреплены за безвременно почившим (обанкротившимся) ООО «Оренбургский автобус», но тут же воскресшим, как птица Феникс из пепла, в обличии теперь уже казенного предприятия. Как переходящий приз, за «хорошую» работу оба предприятия получили от муниципалитета в свое распоряжение транспорт, приобретенный на бюджетные средства, и финансовую подпитку в сотни миллионов бюджетных рублей. Казалось бы, трудись на пользу и себе, и людям! Но не получается никак! И тогда находится «козел отпущения» в обличии частников. Чиновники предъявляют нам

претензию № 2: якобы мы не желаем работать на нерентабельных маршрутах!

Заявляем со всей ответственностью: городские маршруты НЕ БЫВАЮТ НЕРЕНТАБЕЛЬНЫМИ. Мы на собственном многолетнем опыте убедились, что пассажиры ждут те автобусы и ездят на тех, которые ходят регулярно и четко по расписанию. Людям нужна уверенность, что их не подведут. И мы ее дали, добившись на своих маршрутах этой регулярности и в выгодное, и в невыгодное время суток, и в будни, и в праздники, и в мороз, и в жару.  
Было же время, когда маршруты 15, 17, 18, 27, 30, 32 (с точки зрения муниципалов невыгодные) тоже успешно работали. До 1 июля 2007 года рейсы по ним выполнялись муниципальным предприятием и иногда, по обоюдному согласию, - нами, частниками.

Но с 1 июля 2007 года уже упомянутое нами ООО «Компания «Оренбургский автобус» в результате победы в конкурсе (оно было единственным его участником!) по привлечению инвестиций в МУП «Оренбургский автобус» получило в рамках заключенного с администрацией города соглашения о сотрудничестве во временное владение и пользование на условиях аренды муниципальное движимое и недвижимое имущество. Оно же приняло на себя функции эксплуатирующей организации и поставщика услуг автобусного пассажирского обслуживания населения города. И обязано было обеспечить регулярность обслуживания вышеназванных городских маршрутов (они были указаны в форме 2 конкурсной документации).
Более того, город взялся и морально, и материально помогать этой по юридическому статусу (общество с ограниченной ответственностью) частной компании-инвестору, то есть тому, кто должен был вложить деньги в развитие! В 2008 году только из городского бюджета сюда было направлено 80 миллионов рублей.

Сколько добавил, с позволения сказать, инвестор, и добавил ли вообще, – одному Богу известно. Но муниципального транспорта в городе не добавилось. Летом 2007-го по просьбе администрации эти маршруты обслуживали опять же мы, но, как всегда, без какой-либо финансовой подпитки из бюджета.

Впрочем, мы не претендовали и не претендуем на деньги из бюджета. Вопрос в другом: почему их получают те, кто не выполняет оплачиваемую муниципалитетом работу? На каком основании это делалось? Ведь о том, что городской бюджет из года в год верстается с дефицитом, не знает только совсем нелюбознательный оренбуржец.
В феврале 2009 года прокуратура города провела проверку и установила, что на маршруты, числящиеся по линии муниципалитета, выходило лишь 30-35 автобусов вместо 188. Тем не менее это не помешало финуправлению города направить на статью расходов в разделе 3.3 «Транспорт» в 2008 году – ??? миллионов, а в 2009-м – почти 300 миллионов рублей.

Мы обращались в прокуратуру с вопросом: кому пошли бюджетные миллионы при почти полном отсутствии на маршрутах города муниципального транспорта (ведь работали только мы, но исключительно на свой страх и риск)? Ответ: идет следствие, а средства выделялись на перевозку льготных категорий граждан.

Отгадайте, что за автобусы-невидимки возят наших уважаемых льготников? И что это за строка расходов – «субсидии юридическим лицам»?
Почему ООО «Оренбургский автобус» с его автобусами-невидимками долгое время продолжал пользоваться доверием городских властей? Под него в декабре 2009 года они устраивают конкурс, на который зачем-то выставляются маршруты, успешно действующие благодаря четкой работе предпринимателей. Что это, если не попытка передела рынка пассажирских перевозок? К счастью, мероприятие провалилось по причине наложенных судом обеспечительных мер.

Тем не менее идея провести конкурс и поделить маршруты «по справедливости», иначе, мол, все частники съедутся на один маршрут (?!), не дает покоя чиновникам. Ее можно назвать

претензией № 3, точнее, проблемой, искусственно создаваемой все тем же городским управлением пассажирского транспорта. 
Место каждого из нас на своем маршруте было зафиксировано договором с администрацией. И никогда никому из нас в голову не приходило заехать на чужой маршрут, даже если на нем выручка больше. Каждый из нас знает: для того, «чтобы полопать, надо потопать», что хороший маршрут – это тот, на котором хорошо работают.
Но он-то и становится лакомым кусочком для тех, чьи интересы так рьяно лоббируют чиновники, создавая для них наиболее благоприятные условия. Кто они? Знакомые все лица! Сначала они «рулили» «Оренбургским автобусом» (не случайно же господин Поляков, депутат горсовета, слуга народа, на своей пресс-конференции попросил журналистов: «Давайте не будем вспоминать про «Оренбургский автобус»!), а теперь казенным предприятием «Оренбургские пассажирские перевозки».

Именно с их подачи и отнюдь не без согласия городского управления пассажирского транспорта творится БЕСПРЕДЕЛ на дорогах Оренбурга: «неизвестные» автобусы, за рулем которых сидят гастарбайтеры, выходят на уже организованные маршруты, устраивают опасные гонки на дорогах. Смеем утверждать, что хаос создается специально.

Свежий пример. 19 июля нами получено письмо, подписанное начальником управления пассажирского транспорта администрации Оренбурга г-ном Масленниковым. В нем говорится, что в заключении договоров по тем маршрутам, где мы работаем (причем с их основания!), нам отказано, поскольку договоры на эти маршруты уже заключены.

Вот так! Хотя еще 24 мая мы обратились в администрацию с предложением о заключении новых договоров, причем в интересах пассажиров-льготников мы в очередной раз предлагали установить в наших автобусах терминалы для считывания карт льготников и таким образом снять напряжение, опять же не нами вызванное, в части их перевозки.

«Ответом» было не только вышеназванное письмо, но и выход на один из вполне успешно работающих маршрутов – 39-й – автобусов, никогда ранее не работавших здесь. С ведома чиновников городского управления пассажирского транспорта казенное предприятие их попросту сняло с других маршрутов (что зафиксировано телевидением), оголив эти маршруты, и бросило сюда. Водители признались: «Нас заставили!»

Самое время сказать и о том, что сами договора тоже становятся разменной картой в борьбе за власть на дорогах. Секрет прост. Нет договора – нет и права на работу на маршруте. А тут тебе и областной закон вот-вот подоспеет – об увеличении, кратном, штрафов за работу без договоров. Уже есть его проект. И повод есть для его принятия: снижение безопасности на дорогах Оренбурга. Говорят, что над ним депутаты работали, привлекая тех, кто непосредственно занимается организацией пассажирских перевозок. Жаль, что некоммерческое партнерство «Пассажирский альтернативный транспорт», членами которого являются более 200 частных перевозчиков, осталось за бортом обсуждения проекта. В связи с чем у нас есть опасения, причем небеспочвенные, что проект закона защищает, прежде всего, интересы все тех же подведомственных властям транспортных предприятий. Как говорится, знают, где могут упасть, пытаются соломку подстелить.

Все это, наряду с другими, уже озвученными и еще не названными фактами (например, попытка захвата 67-го маршрута), является, на наш взгляд, убедительным доказательством того, что управление пассажирского транспорта администрации города действует в интересах фактически одних и тех же лиц.  

Не прослеживается ли здесь один, но очень существенный интерес: создание благоприятных условий для дальнейшего нецелевого использования бюджетных средств? А их только в этом году на транспортное обслуживание населения выделено 317 миллионов 618 тысяч рублей, причем львиная доля этих средств направлена отнюдь не на возмещение убытков от проезда льготников и на обслуживание садоводческих маршрутов, а на субсидии юридическим лицам, тем самым, кто стоит в первой строчке за «подаянием».
И события 20 июня показали, что попытки воплотить в жизнь желаемое продолжаются. На другой день начальник управления пассажирского транспорта пытался объяснить телезрителям, что для наведения порядка нужно… проводить конкурсы.

Да, наверное. Только не между перевозчиками и не с целью отобрать маршрут у предпринимателя, который, в отличие от МУПов, ООО, казенных предприятий, сидящих на шее у муниципалитета, вложил в его организацию собственные средства, приобрел, как правило в кредит, новые автобусы и теперь может оказаться на грани разорения! Конкурс нужен, но на замещение должностей в городском управлении пассажирского транспорта. Сегодняшняя команда явно не справляется с обязанностями организации транспортного обслуживания населения. Ей куда интереснее выполнение заказа по переделу рынка. Отсюда желание вытеснить тех, кто уже работает на маршруте, фактически создав его с нуля, и порадеть «родному человечку», ведь как славненько-то все до сих пор получалось: МУПП заменили на ООО, ООО - на казенное предприятие, но ведь от перемены названия и даже формы собственности перечисленная из бюджета сумма если и менялась, то только со знаком плюс…

Но при этом бандитами с большой дороги почему-то слывут у чиновников частные перевозчики. Мол, они перепродают маршруты, совершают другие противоправные деяния…

Мы отвечаем: возможно, есть и такое! Но выявлением и наказанием преступников должны заниматься правоохранительные органы. К тому же управление пассажирского транспорта администрации отнюдь не приветствует стремление частных перевозчиков объединиться, чтобы противостоять тем, кто пытается загнать их под различные «крыши». Среди нас есть те, кто обращался в администрацию Оренбурга за защитой, но не находил ее. Более того, там занимали сторону обидчиков.  
Президент страны озабочен неудовлетворительным исполнением Национального плана противодействия коррупции. Уверены, что вы с этим согласны. А потому просим вас обратить внимание на поставленную нами проблему: при нехватке детских садов, школ, больниц чиновники администрации города лихо используют сотни миллионов бюджетных средств не по назначению.
Мы предлагаем простое, но чудодейственное средство: прекратить выделять средства из бюджета Оренбурга на транспортное обслуживание в городе. Думаем, что деньги есть куда направить - например, для решения острейшей проблемы детских садов.

Практика показывает, что за последние 15 лет сотни миллионов рублей «на транспорт» чиновниками, причем не только в Оренбурге, но и в других городах страны, потрачены впустую. Муниципального транспорта, как такового, нет, а там, где он возродился административными методами, где частник был вытеснен с городских дорог, резко выросла стоимость проезда в общественном транспорте (Казань, Саратов, другие города). Уже сегодня, по расчетам казенного предприятия, проезд должен стоить 16-17 рублей. И так будет, если исчезнет конкуренция в виде частных перевозчиков, которые, заметьте, работают по утвержденным городом тарифам.  

Высказывая свою обеспокоенность сложившейся ситуацией на городских перевозках (сил нет терпеть такой беспредел), мы обращаемся к вам с предложением: создать рабочую группу, в которую бы на равных условиях вошли представители всех заинтересованных в разрешении этой проблемы сторон.

Победитель в этом конфликте интересов должен быть один – пассажир.

  
    

ЮЛАЕВА Татьяна