ГОРОД И ГОРОЖАНЕ 

Учитель на щите

 

Такого еще не знала Россия и не видел Бугуруслан: в Год учителя для педагогов нашей области устроили грандиозный праздник

Еще только подъезжая к Бугуруслану, понимаешь: здесь ждут праздника. И сразу понимаешь, какого: десяток рекламных щитов по дороге в центр города рекламируют не банковские кредиты, вечно живой йогурт или старых героев новых сериалов, а лучших учителей Оренбуржья. 12-13 августа в Бугуруслане прошло областное совещание работников образования.

 Откуда двойки берутся?

Совещание то самое – августовское, с ударением на «о», как уже много лет на своем профессиональном языке называют его сами учителя. Но на этот раз – Год учителя все же на дворе! – совещание обернулось настоящим фестивалем педагогов, учеников и родителей. Как ни крути, каждый из нас входит в одну из этих «социальных групп», но, конечно, главными на празднике в маленьком, уютном и таком красивом городе на северо-западе Оренбуржья стали все же учителя. Это им – 43-м лучшим из лучших в своих городах и районах – вручал губернатор Юрий Берг ключи от новеньких автомобилей, это, в первую очередь, для них весь вечер пел на главной площади Бугуруслана Александр Маршал, это их опыт изучали на следующий день все участники областного совещания во главе с губернатором Юрием Бергом и министром образования Вячеславом Лабузовым. С министром мы и побеседовали 12 августа, пока не начались торжества, и вечернее солнце еще только собиралось утащить жару с собой за горизонт.

- Конечно, это, с одной стороны, праздник, а с другой – самое серьезное совещание, которое проводится раз в году для педагогических работников, - рассказал корреспонденту «ОН» Вячеслав Александрович. – Мы должны посмотреть, чего мы достигли, и какие задачи должны решить в наступающем учебном году. Достижения есть безусловно. В этом году серьезная подвижка произошла по единому государственному экзамену – по всем предметам, кроме разве что немецкого языка, мы встали на уровень России и даже выше российских показателей. Это результат целенаправленной, системной, планомерной работы и педагогов, и родителей, и самих детей, и нашей, управленцев, работы. Это и заслуга высшей школы, потому что система переподготовки учителей базировалась на институте повышения квалификации учителей, на Оренбургском государственном университете, на нашем педагогическом университете. Хотя принимали участие и аграрный университет, и институт менеджмента. В общем, подготовка шла всем миром. Это успех, и мы будем его закреплять.

- С достижениями ясно. А задачи?

- На следующий год ставится задача разобраться с теми учителями, которые имеют двоечников. Для них будем выстраивать индивидуальные графики переподготовки.

- Получается, что это двойка не столько ученика, сколько учителя?

- И того, и другого. Но если интеллект ребенка в норме, педагог обязан его научить. Поэтому за учителя мы возьмемся всерьез. Известны темы ЕГЭ, которые у нас «западают» в течение последних лет, вот в соответствии с ними мы и будем готовить индивидуальный «маршрут» для учителя. Я просто не понимал, почему, имея такую проблему, мы раньше не пытались ее решить. Пришлось закручивать гайки, и на сегодня почти 4,5 тысячи учителей проучились на курсах повышения квалификации. И я с полной уверенностью говорю: аналогов подобной работы в России нет.

 

По машинам, педагоги!

Не было аналогов в стране и такому масштабному празднику для учителей. Да, министр образования в самом начале Года учителя подарил лучшему педагогу квартиру, потом были и другие подарки – те же автомобили. Но в прошлый четверг на площади перед культурным центром «Юбилейный» в Бугуруслане губернатор Юрий Берг дарил по машине лучшему учителю каждого муниципального образования! Как на параде выстроились новенькие «Калины», «семерки», «Приоры», «дэу-матис». Возле беленького китайского красавца по имени «шанс» ждала приглашения взойти по красной ковровой дорожке и получить ключи Наталья Крылова, учитель математики гимназии № 1 Новотроицка. 23 года работает она в школе, но еще двумя днями раньше совсем не думала ни о каком автомобиле.

- Как вам выпал такой «шанс», Наталья Юрьевна?

- По результатам ЕГЭ выпускного 11-го, моего родного класса: высший балл по математике в нашем городе – 95 (по области – 46) и высший средний балл по классу – 70.

- А права у вас есть?

- Нет. Буду учиться.

Вот-вот, об этом и говорит министр Вячеслав Лабузов: учитель должен учиться всю жизнь. 

Тем временем на площади появился губернатор Юрий Берг, заместитель председателя Законодательного собрания Александр Жарков, заместитель председателя правительства области по социальной политике Павел Самсонов, председатель областного профсоюза работников образования и науки Алексей Гутарев, глава Бугуруслана Виктор Назаров, и торжественная церемония началась. Один за другим поднимались учителя (все больше учительницы) на «подиум», к губернатору, принимали поздравления и возвращались уже теперь к своим авто. И вот, наконец, можно скомандовать «по машинам». Вереница сияющих лаком учительских лимузинов покидает площадь. Зададим вопрос губернатору:

- Юрий Александрович, почему именно у нас в области организован такой грандиозный праздник? И почему именно в Бугуруслане?

- 2010-й – Год учителя, объявленный Президентом России, и наша страна делает все, чтобы чествовать учителей. Почему Бугуруслан? Город был выбран заранее, и, я считаю, такие праздники должны проходить в разных территориях области, ведь они еще и праздники для местных жителей. Правильно? А чем запомнится Год учителя самим учителям? Вот пройдет этот год, мы у них и спросим: что сделала для них власть, что сделал любой и каждый житель области. Все профессии важны, мы это знаем, но особое отношение в России – к учителю.

Солнце, наконец, зашло за «Юбилейный» и больше не било в глаза музыкантам, давно настраивавшим инструменты и аппаратуру на эстраде. Руководство области, главы городов и районов, руководители управлений и отделов образования и виновники торжества – учителя расположились на гостевых местах. Горожане – и стар, и в основном, конечно, млад – все прибывали и прибывали на площадь, чтобы увидеть Александра Маршала и услышать его песни. Звезда не обманула ожидания своих поклонников. Не забыл Александр и про тему праздника, потому и песни выбрал для концерта соответствующие, с «педагогическим уклоном». Например, об отце, которого так редко навещал…

 

Воспитательная вертикаль

Наутро, пока участники главного педсовета Оренбуржья работали по секциям, губернатор, министр образования и заместитель председателя Заксоба отправились в рейд по всей образовательной и воспитательной  вертикали Бугуруслана: детсад, школа, колледж, а еще – театр имени Гоголя и выставочный зал краеведческого музея. Представьте, и два последних пункта этого маршрута играют большую воспитательную роль.

Детский сад № 16 «Радуга». Здесь заведующая Татьяна Журавлева рассказала об инновационных подходах в использовании здоровьесберегающих технологий. А попросту – вот они, малыши: играют во дворе, занимаются с педагогом, в большом для садика спортзале лазают по шведским стенкам и канатам, кувыркаются на матах. А Кристина Киселева и Вика Бизяева ну очень серьезно изучают семейный альбом – так, что и на высоких гостей головы не подняли. Зато во дворе губернатора и других официальных лиц и яблочками своими угостили, и компотом из тех же яблочек. А на прощание выпустили в небо не шарики, что уже привычно, а голубей, что уже почти забыто.

Школа № 2. «Роль школы в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения» - тут директору Александру Шептухину и придумывать ничего не надо. В чистой и светлой школе, вызвавшей восхищение губернатора, нас встретила национальная деревня в миниатюре – татарское, русское, мордовское и немецкое «подворья». В каждом губернатору рассказали об основных народах, населяющих бугурусланскую землю. С пониманием слушал Юрий Александрович рассказ руководителя центра немецкой культуры Бугуруслана Ольги Блиновой (Фишлер) об истории появления в районе немцев: во время Великой Отечественной их, мобилизовав в трудармию, прислали сюда строить нефте- и газопровод Бугуруслан - Куйбышев. Труд был поистине каторжным, не все дожили до Победы над фашизмом. А из тех, кто дожил, многие здесь и остались.

Бугурусланский нефтяной колледж. На крыльце ребята в спецодежде нефтяников посвятили гостей в свою профессию. Конечно, не так, как первокурсников (тем лица разрисовывают нефтью, малюют клоунские носы и кошачьи усы), а скромным пятнышком углеводорода на руке. В кабинете профориентации меня поразила большая карта России и других стран СНГ – на ней от маленького Бугуруслана тянутся красные нити по всей нашей державе, а еще – в Казахстан, Украину, Белоруссию. Так отмечены места работы выпускников колледжа…

 

Все дети – наши

- Труд каждого из вас заслуживает особого внимания и должен быть по достоинству вознагражден, - этими словами начал свое выступление на августовском совещании работников образования Оренбургской области губернатор Юрий Берг.

Глава региона с полным основанием назвал собравшихся в зале коллегами – напомним, что он сам педагог по образованию и по опыту работы.

- Я не понаслышке знаю, что зачастую труд учителя остается недооцененным. Будем исправлять это вместе, - заявил губернатор.

В чем причина низкого уровня оплаты труда многих учителей? В том, что Оренбуржье на втором месте в России по количеству малокомплектных школ, объяснил Юрий Александрович. С одной стороны, мы сохраняем село, с другой – не имеем возможности обеспечить наших учителей достойной зарплатой. Из 1 127 общеобразовательных школ 925 (82,1 процент) являются малокомплектными. В Оренбуржье есть образовательные учреждения, где на одного работающего приходится один ученик. И, естественно, сумма расходов на ребенка в год в несколько раз превышает среднюю цифру по области (43 тысяч рублей в год). В отдельных территориях содержание одного ребенка обходится в 300 тысяч рублей в год! Это просто нерациональное использование субвенций, и это вызывает недовольство учителей заниженной зарплатой. По мнению губернатора, выход из этого положения один: ускорить процесс преобразования малокомплектных школ, обеспечив подвоз учащихся в базовые школы.

Еще один аспект, напрямую связанный с уровнем заработной платы учителей, – переход на подушевое финансирование. Времени муниципалитетам достаточно, чтобы определиться, какие школы необходимо признать неэффективными, и выстроить четкий план работ по изменению сети. Причем, речь идет не столько о финансовой неэффективности, сколько о качестве образования в школах.

– Успешный переход на нормативно-подушевое финансирование невозможен без полноценной финансово-хозяйственной самостоятельности школ, – отметил губернатор. Школа с привлечением школьных советов обязана сама распоряжаться поступающими средствами, при этом бухгалтер подотчетен не управлению образования, а директору школы.

Полноценное подушевое финансирование является обязательным условием перехода на новую систему оплаты труда. Для этого необходимо обеспечить «прозрачный» учет интенсивности работы учителя, его классной, внеклассной деятельности при формировании оклада, распределение школьным советом на основании оценки результатов работы педагогов не менее 20 процентов фонда оплаты труда в форме стимулирующих выплат.

Следует сохранить практику пропорциональной зависимости зарплаты директора от зарплаты учителей и размеров школы. Например, устанавливать размер зарплаты директора в зависимости от должностных окладов основного персонала.

Второй злободневный вопрос – подготовка образовательных учреждений к новому учебному году. Территориальные комиссии с 5 августа приступили к приемке образовательных учреждений к началу нового учебного года, и до 20 августа эта работа должна быть завершена. Губернатор поручил министерству образования включить в графики приемки территориальных комиссий интернаты, учреждения начального и среднего профессионального образования, независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности.

– Недопустимо делить объекты на «свои» и «чужие». Там живут и учатся наши дети, – сказал Юрий Берг.

 

 

МОИСЕЕВ Вячеслав