ЗАКОН И ПРАВОПОРЯДОК 

Безопасность по дешевке

 

«Спите, жители Багдада», - заклинал сторож с трещоткой, проходя по улицам столицы халифата. И граждане спокойно засыпали. «Куды прешь, зараза?!» - вопрошал сторож советской эпохи в тулупе и с берданкой, завидев незнакомца, направляющегося среди ночи в сторону фабрики, к примеру, бельевого трикотажа.

 Те времена былинные прошли, и теперь охранники в камуфляже с шевроном своей фирмы на рукаве, с пистолетом «ИЖ» на поясе несут службу у врат любой уважающей себя фирмы. А если это врата государственной структуры, то не просто так они здесь появились. Конкурс выиграли!

 Демпинг «Рогов и Копыт» 

Практически все охранные предприятия Оренбуржья принимают участие в конкурсах на оказание охранных услуг. Но вот беда – в большинстве случаев сталкиваются с тем, что один из участников конкурса указывает в заявке настолько низкую цену за свои услуги, что неизбежно, как победа чувства над разумом, оказывается в выигрыше! В любом конкурсе всегда найдется какое-нибудь предприятие «Рога и Копыта», считающее, что лучше сорвать заказ по ставке ниже нижнего, чем уйти ни с чем.

- В основном эта проблема касается государственных и муниципальных контрактов, - говорит заместитель председателя правления Гильдии негосударственных структур безопасности при Торгово-промышленной палате (ТПП) Оренбургской области Анатолий Жуков. – Ведь они вынуждены руководствоваться Федеральным законом № 94 от 21 июня 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года № 722 «Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд».

Сами участники торгов – руководители охранных структур нашей области – отмечают: оценка услуг в общем и охранных в частности остается наиболее сложным и неразработанным процессом. Нет в 94-м законе четкого разграничения понятий «товары», «работы» и «услуги», а применяется унифицированный подход ко всем трем понятиям. Как следствие – нет и обособленного подхода к оценке предложений участников при поставке товара, выполнении работ и оказании услуг. В общем, что ты пивом торгуешь, что сапоги подбиваешь, что жизни людские и многомиллионные ценности от налетчиков охраняешь – никакой разницы.

- Нормы этих законодательных актов далеки от совершенства, - считает Анатолий Жуков. – Но и организаторы конкурсов допускали серьезную ошибку, оценивая заявки в основном по одному критерию: «цена контракта», не учитывая, что оказание охранных услуг отличается от поставки или закупки товара.

В итоге сложилась, прямо скажем, порочная практика оценки предложений участников конкурсов – в зависимости от выгодности предложений участников. В основном используются два критерия при оценке и сопоставлении заявок: цена контракта и качество услуг. А раз нет четко определенных единых стандартов, позволяющих оценивать и сопоставлять предложения участников по качеству услуг, то, как правило, определение победителей сводится к тупому сопоставлению цен. Кто меньше зарядил – тот и ноги в тапки вставил! И какого после этого качества охранных услуг вы хотите от победителей таких конкурсов?

О чем говорить, если некоторые государственные заказчики напрямую отдают приоритет ценовому показателю, не обращая никакого внимания на качество охранных услуг. А это, как вы понимаете, ведет к демпингу, то бишь сознательному резкому занижению цены, со стороны тех самых «Рогов и Копыт», и, как следствие, к низкому качеству услуг, а то и к полному отсутствию качества. Но разве не важна при оказании услуг именно личность исполнителя, его доброе имя, опыт и деловая репутация? Разве в данном случае главное – экономия бюджетных средств?

Дорогие чиновники! Ведь признав победителем охранное предприятие, предложившее ну очень низкую цену контракта, заказчик – объекты образования, здравоохранения, детские учреждения – получает только проблемы: в качестве стражей безопасности используются студенты и неквалифицированные частные охранники, зачастую даже не имеющие такого статуса. Контроль за их работой фактически отсутствует, потому что нет у «Рогов и Копыт» ни круглосуточной дежурной части, ни служебного автотранспорта, а иногда и офиса не имеется.

Сами посудите – разве можно так экономить на безопасности? Если вы, господа хорошие, считаете, что ничего, можно, сойдет, так наймите деда с винтовкой системы Бердана 1870 года, а лучше багдадского сторожа с трещоткой. Куда как дешево выйдет! Ну ладно, отдайте контракт «Рогам и Копытам». Отдайте. Правда, в случае хищения или порчи охраняемого имущества ни «Рога», ни «Копыта» не сумеют компенсировать вам ущерб, буде он причинен.

 Достучаться до чиновника

На самом деле сейчас ни одно квалифицированное охранное предприятие не может позволить себе взять под охрану объект, оплата на котором ниже чем 65 рублей за час работы одного охранника или 47 500 рублей в месяц за один круглосуточный пост. Но, согласно анализу конкурсов, проводимых министерством экономического развития Оренбургской области с 1 января 2009 года по настоящее время, средняя цена одного поста охраны составляет 27 тысяч рублей в месяц! И, что самое интересное, это всех устраивает. «Рога и Копыта» плодятся, как кошки, область имеет гигантскую экономию бюджета, все счастливы. Но ни одному чиновнику не пришла мысль подсчитать рентабельность хотя бы одного поста по такой низкой цене. Об оплате налогов речь уже не идет, их платить не из чего! А качество услуг за такие деньги сами понимаете, какое.

10 сентября 2009 года Правительство России издало постановление № 722, которым утвердило «Правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд», в котором еще раз обратило внимание на то, что в целях выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта, кроме цены контракта, должны оцениваться и другие критерии. Поэтому Анатолий Жуков вполне справедливо заявляет:

- Проанализировав это постановление и другие законодательные акты, регламентирующие организацию конкурсов, порядок определения победителя и заключения с ним госконтракта, я считаю, что Гильдия негосударственных структур безопасности при ТПП Оренбургской области, объединяющая несколько десятков охранных предприятий, должна быть заинтересована в том, чтобы охранные услуги оказывали квалифицированные охранные предприятия.

Да, внесение изменений в закон – дело долгое, трудное, нудное. Им, конечно, заниматься надо, но рассчитывать на скорый результат не приходится. А вот в организации проведения конкурсов на оказание охранных услуг вполне возможно исправить положение в лучшую сторону, причем в рамках действующего законодательства.

Как? Очень просто. Сейчас минэкономразвития региона предлагает охранным предприятиям следующие критерии: цена контракта – 80 процентов, квалификация участника конкурса и качество услуг – 20 процентов. Содержание неценового критерия определяется наличием опыта оказания услуг, работников, имеющих удостоверения частного охранника, группы быстрого реагирования и временем прибытия группы, наличием спецсредств, средств связи и вооружения. Но, как вы понимаете, этого мало, чтобы оценить качество услуг.

В методических рекомендациях по применению правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд есть детализация возможных весомостей каждого из установленных правилами критериев.

- Под наш случай подпадают только три пункта критериев, не относящихся к цене контракта, - говорит Анатолий Георгиевич. – А именно: функциональные характеристики (потребительские свойства) либо качественные характеристики товара, качество работ (услуг), либо квалификация участника конкурса, либо качество работ (услуг) и квалификация участника конкурса. При совместном их использовании мы получаем максимальный критерий в 20 процентов. Срок предоставления гарантии качества товара (работ, услуг) либо объем предоставления гарантий качества товара (работ, услуг) предполагают максимальный критерий 10 процентов. Итого по неценовым критериям получается 30 процентов, значит, на цену контракта остается уже лишь 70 процентов. Конечно, этого тоже маловато, но при нынешнем законодательстве другое пока невозможно.

А почему бы при оценке заявок на оказание охранных услуг по критерию «качество услуг и квалификация участника конкурса» в конкурсную документацию в качестве подкритериев оценки не включить стаж работы на рынке охранных услуг, наличие собственной материально-технической базы (автотранспорта, оперативной дежурной части), наличие договора страхования ответственности охранного предприятия за причиненный ущерб и суммы страхового возмещения, наличие договора страхования частных охранников от несчастных случаев, обеспечение контроля несения службы со стороны администрации охранного предприятия в круглосуточном режиме?

Да, этим вопросом надо заняться всем вместе – и самим охранным структурам, и государственной и муниципальной власти. И навести, наконец, порядок в этой сфере на законной основе.

- Если мы приложим все усилия и достучимся в закрытую дверь бюрократического равнодушия, то, надеюсь, что уже в ближайшем будущем государственные и муниципальные органы будут получать от частных охранных предприятий услуги только высокого качества, - уверен Анатолий Жуков.

И жители Оренбурга будут работать и спать спокойно.

 СПРАВКА «ОН»

Средняя зарплата квалифицированного, прошедшего специальную подготовку охранника составляет не менее 38 рублей за час работы, или 9 тысяч рублей в месяц при режиме работы «сутки через двое». Таким образом, фонд заработной платы за месяц одного поста охраны составляет от 27 тысяч до 30 тысяч рублей. Кроме того, нормальное охранное предприятие должно платить социальные налоги и налоги на доход или НДС. В соответствии с требованием Закона «О частной детективной и охранной деятельности» все охранники должны быть застрахованы от несчастного случая на работе, одеты в специальную форму, имеющую знаки принадлежности к охранному предприятию, иметь средства связи, другие спецсредства и оружие. Охранное предприятие обязано иметь группы немедленного реагирования, оснащенные автомобилем для оказания помощи охраннику на объекте в случае необходимости. Для контроля за несением службы охранниками и руководством группы немедленного реагирования охранное предприятие должно иметь оперативную дежурную часть, которой необходимо помещение. Для нормальной работы предприятия необходим административно-управленческий аппарат (как минимум – руководитель, заместитель руководителя, бухгалтер, кадровик) и оргтехника.

 

МОИСЕЕВ Вячеслав