УЧЕБА И ОБРАЗОВАНИЕ 

Школьные годы. Чудесные?

 

Сегодня 1 сентября. А потому поговорим о школе. О той, в которой училась я. О той, в которой учились мои дети. И о той, в которой, предположительно, будут учиться мои внуки. Это очень разные школы. 

В моей все было ясно и понятно. Коричневое платьице с белым воротничком и манжетами, белый фартучек по праздникам и черный – по будням, в одной руке портфель, в другой по случаю первого учебного дня – букет, на груди – октябрятская звездочка, позже – пионерский галстук и, наконец, - комсомольский значок. Учитель, перед именем которого хотелось, как писал Некрасов, смиренно преклонить колени. Или не хотелось. Но этот вопрос с детьми не обсуждался, учителя полагалось уважать априори. Да и, по большому счету, было за что. Наверное, у него при желании можно было найти кучу недостатков, но невозможно представить, чтобы тот учитель сказал ученику, обратившемуся к нему с просьбой объяснить не понятый на уроке материал: «Это твои проблемы, скажи родителям, чтобы наняли репетитора». И для верности продиктовал номер телефона нужного педагога (коллеги из той же школы – маленький такой бизнес). Это реальный пример из школьной жизни моего сына конца 1990-х годов.

Современная элитная оренбургская школа – два иностранных языка и прочие навороты. Первоклассник в прошлом году рассказывал маме о том, что его учительница при всех отчитывала одну девочку, за то что та сказала своему однокласснику, что было задано на дом. «Это что, большой секрет?» – удивилась родительница и узнала много интересного. В школе, где учится и воспитывается, хочет она того или нет, ее сын, категорически запрещены любого рода подсказки: прогулял ли урок, просто не записал задание или не можешь решить уравнение – твои проблемы. Оказывается, это формирует чувство ответственности, сознание того, что ты сам должен отвечать за свои поступки. Замечательно! А какие еще качества при этом формируются у тех, кому директивно запрещено приходить на помощь товарищу? Долой коллективизм? Да здравствует индивидуум?

Самое печальное – это вполне укладывается в государственную образовательную доктрину: от сих до сих (азбука и арифметика) – наше, а дальше – автономное плавание со всеми вытекающими проблемами – и материальными, и нравственными… Мне эта доктрина очень напоминает ту учительницу, что посылает ученика к репетитору. Правда, она точно знает его адрес. А вот куда посылают российскую школу?

 

ЮЛАЕВА Татьяна