ГОРОД И ГОРОЖАНЕ 

Гонки на дорогах продолжаются

 

Место «Оренбургского автобуса», бесславно сошедшего с городских маршрутов, заняло муниципальное казенное предприятие «Оренбургские пассажирские перевозки». 

 Про «Оренбургский автобус» - забыть

Журналисты, приглашенные в минувший четверг на пресс-конференцию в муниципальное казенное предприятие «Оренбургские пассажирские перевозки», так и не получили ответа на вопрос, куда же делся «Оренбургский автобус», еще недавно располагавшийся как раз по этому адресу – проезд Автоматики, 13. 

Александр Поляков, директор нового транспортного предприятия (он же, судя по многочисленным и не опровергнутым никем публикациям в СМИ, шеф «Оренбургского автобуса»), от комментариев отказался, как и пресс-служба главы Оренбурга. Прессе было жестко заявлено, что дела минувших дней не являются темой сегодняшнего обсуждения (но мы все-таки напомним о них нашим читателям), что пришел конец «качелям» (это слово неоднократно звучало из уст Александра Полякова) на муниципальном транспорте. Отныне здесь появился настоящий, ответственный перевозчик в лице казенного предприятия «Оренбургские пассажирские перевозки» («государственного» - это слово тоже не раз с особым ударением произносилось все тем же Поляковым, хотя ему, депутату горсовета, не грех бы знать, что между государственным и муниципальным предприятием, а также имуществом и прочим, нет знака равенства). Мол, начинаем с чистого листа, о делах предшественников и вспоминать не хотим: мы – не они, они – не мы. Ой ли? «Спасибо тем СМИ, которые нас поддержали и о нас уже рассказали», - рассыпался в любезностях Александр Поляков. Его настроение было настолько игривым, что с одной из журналисток, известных своей независимой позицией, он даже решил познакомиться лично – мол, по его сведениям, они учились в одной школе. Но сведения не подтвердились, и тогда директор казенного предприятия, отвечая на вопрос, произвел ее в дочки. «Удочерение» не помогло. Репортаж вышел в эфир отнюдь не мажорный.

 

Конкурента убрать!

Да и по какому поводу радости? По тому, что одно и то же предприятие, где за последние годы канули миллионы рублей, выделенных на организацию муниципальных пассажирских перевозок из городского бюджета (а это и наши с вами, как налогоплательщиков, средства), откуда были уволены или уволились сами по причинам невыплаты заработной платы и нетерпимых условий работы сотни квалифицированных водителей, в очередной раз поменяло форму собственности? А у его руля, теперь уже официально, все тот же господин Поляков, депутат городского Совета, один из двух друзей – депутатов горсовета, курировавших «Оренбургский автобус»? Или по тому поводу, что это самое казенное предприятие с его 150 старыми автобусами, которые, по словам того же Полякова, чуть ли не все требуют капитального ремонта из расчета 600 тысяч рублей для одного (это по словам все того же директора). На линию выходит в день порядка 100 машин. Это, в среднем, по пять на один городской маршрут, учитывая, что казенное предприятие обслуживает их всего 18 по договорам с управлением пассажирского транспорта. Напомним, что конфликт муниципалов с частниками, связанный с проведением конкурса на занятие маршрутов, не исчерпан. Дело по-прежнему в арбитражном суде. В частности, по  маршруту № 67, на котором муниципалы и частники каждый день борются за пассажиров, а значит, и за выручку, в гонках с преследованием на глазах случайных прохожих и с участием сидящих в автобусах пассажиров. Драйв, однако!

Кстати, именно в той «части перевозчиков, которая видит свою позицию, отличную от позиции города, от позиции депутатов», Александр Поляков видит угрозу нормальной организации пассажирских перевозок в Оренбурге. «Наверное, мы им и мешаем, - говорит директор казенного предприятия. – Они выдвигают свои требования, условия какие-то». Впрочем, на прямой вопрос, кто же эти они, мешающие развиваться муниципальному транспорту, журналисты как ни старались, ответа так и не получили. Нам предложили подумать самим.   

Зато Поляков с удовольствием вспомнил о тех славных временах, когда на дорогах города не было никакой конкуренции, никто никого из автобусников не обгонял, никто из них никому «морду не бил», а на территории этого же автотранспортного предприятия было до 800 автобусов, которые обслуживались более чем двумя тысячами работников! И все было бы замечательно, если б в те самые «благословенные времена» пассажирам, толпами стоявшим на остановках, не приходилось грудью прокладывать себе дорогу в салон автобуса, отрывая пуговицы, оттаптывая соседям ноги…

Да чего там далеко ходить! Нынешним летом, когда забастовали частники, история повторилась. Не смог муниципальный транспорт справиться с перевозкой пассажиров, хотя денег, наверное, за этот день заработал больше, чем обычно.

 

Лакомый кусочек оторвать!

Вот эти миллионы и миллиарды, которые крутят колеса пассажирского транспорта, не дают покоя никому, и в первую очередь, конечно же, муниципальной власти. Трудно не согласиться с тем, что довольно значительная часть этих денег как вода сквозь сито проходит мимо городского бюджета и оседает в карманах не особенно законопослушной части предпринимателей. Причем не тех, кто сидит за рулем «Газелей» и «пазиков». Да что там частные предприниматели! К каждому по милиционеру не приставишь и по налоговому инспектору тоже! Пока никто не знает, и вряд ли узнает (хотя прокуратура грозила разобраться), куда делись деньги, выделенные городом на поддержку «Оренбургского автобуса», и где китайские автобусы.

Вот и получается по пословице: в чужом глазу соринка мешает, а в своем и бревна не видим. Прикрыли его медным тазом, и не задавайте больше вопросов!      

Совершенно непонятно, как может изменить ситуацию казенное предприятие. От перемены названия только должник выиграл. А «Оренбургское пассажирское предприятие» получило от него по наследству, кроме уже названных 150 автобусов, 14 гектаров земли, 16 объектов недвижимости, в том числе огромное офисное здание, где в большинстве кабинетов сидит по одному столоначальнику. И все равно половина помещений пустует (посмотрите не только в американском кино, но уже и в оренбургской действительности, как «утрамбованы» офисные пространства фирм, где привыкли считать каждую копейку!). То же – с гаражами, ремонтными боксами… «Мы готовы сдавать их в аренду», - говорит Поляков. Вот только кому? Не слишком-то престижное местечко – проезд Автоматики! «Мы готовы оказывать услуги тем же частникам, - продолжает директор. – Техническое обслуживание, ремонт и так далее. У нас есть для этого все возможности». Наверное. Вот только и на этом рынке услуг не менее тесно, чем на дорогах. Вряд ли кто согласится подвинуться. Вот если предложить какие-то особо привлекательные условия… Но какие? А ведь и за недвижимость, и за землю, и за коммунальные услуги нужно платить! А еще – зарплату… А еще выделить бы что-то на развитие. Иначе все колыхания не имеют смысла. То есть держи, казна оренбургская, карман шире?!

Правда, Александр Поляков ушел в очередной раз от прямого ответа на вопрос. Мы не услышали, сколько город готов заплатить за то, чтобы его казенное предприятие не повторило судьбу предшественников. При этом директор пообещал, что будет работать прозрачно, что всю информацию разместят на сайте, который еще предстоит создать (и это тоже деньги)… Что ж, подождем! И того, и другого, и третьего. А еще лучше – казенных автобусов, в которых ездить будет и приятнее, и комфортнее, и дешевле, и безопаснее, чем в частных. Другого способа победить конкурента просто не существует. Увы, городские  чиновники, судя по всему, так не считают. А потому – гонки на дорогах продолжаются.

 

Подверстка

Недалекая история – рубрика на плашку

 

Из доклада главы города Оренбурга «О достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа «город Оренбург» за 2008 год и их планируемых значениях на трехлетний период»:

«ООО «Компания «Оренбургский автобус» - победитель конкурса по привлечению инвестиций в МУП «Оренбургский автобус» - в рамках заключенного с администрацией города соглашения о сотрудничестве получило во временное владение и пользование на условиях аренды муниципальное движимое и недвижимое имущество и с 1 июля 2007 года приняло на себя функции эксплуатирующей организации и поставщика услуг автобусного пассажирского обслуживания населения города.
В соответствии с соглашением о сотрудничестве в сфере развития автобусного пассажирского обслуживания населения города Оренбурга ООО «Компания «Оренбургский автобус» в конце июля приобрела 10 автобусов марки «ЛиАЗ» и до конца 2007 года планирует приобрести еще 15 автобусов».

…«Оренбургским автобусом» разработана городская инвестиционная программа по развитию автобусного пассажирского обслуживания населения Оренбурга на 2008 – 2014 годы, одобренная и принятая в сентябре текущего года Оренбургским городским Советом. Объем финансирования программы составляет 564,5 миллиона рублей, из которых 103 миллиона рублей – средства бюджета муниципалитета, остальные – собственные или заемные средства ООО. Программа предусматривает выделение до 2014 года 461,5 миллиона рублей на приобретение нового подвижного состава – 150 автобусов большой вместимости городского класса. Целью программы, одобренной горсоветом, является восстановление значения муниципального транспорта».

Из сообщениий региональных и российских СМИ:

«Громким скандалом последних семи дней (ноябрь 2009-го) стала история с предприятием «Оренбургский автобус». В начале недели более 500 сотрудников едва не оказались в неоплачиваемых отпусках».

«Муниципального транспорта в городе больше нет. Водителей заставляют стирать бортовые номера, приклеивать таблички «льгот нет» и выходить на маршруты, занятые частниками. Хотя этот рынок и без них переполнен».

«Имена депутатов Оренбургского горсовета Александра Сальникова и Александра Полякова уже не первый раз звучат в сочетании с «Оренбургским автобусом».

В 2006 году из городского бюджета на дотации МУППА-1 было направлено 9,5 миллиона рублей, и мы имели в городе работающий транспорт. В 2008 году только из городского бюджета ООО «Компания «Оренбургский автобус» было направлено 80 миллионов рублей дотаций, но муниципального транспорта фактически нет. В феврале 2009 года прокуратура города провела проверку и установила, что на маршруты в качестве муниципальных выходили лишь 50 – 60 автобусов из 188, а в январе и того меньше - 30 – 35 автобусов. Остальные работали уже как коммерческие».

«Оренбургский автобус» принял странное решение – в одностороннем порядке расторгнуть соглашение с городской администрацией. Для чего? На этот вопрос официально пока не ответили, но, говорят, руководство предприятия сознательно рушит свое детище, потому что создает новое, без долгов и с новыми вливаниями!»

«…Прокуратурой города проводятся следственные действия по факту нецелевого расходования средств руководством компании ООО «Оренбургский автобус».

 

ДОСЛОВНО:

Александр Поляков:

- …Мы не всем сегодня угодны.

Вопрос от «ОН»:

- Уточните,  пожалуйста, кого вы имеете в виду?

Александр Поляков:

- Уточню, конечно, если вы спрашиваете... Вы же знаете, что на улицах города количество подвижного состава не совсем то, какое следовало. Знаете? Если сегодня транспорта больше, чем положено, то кому-то это не нужно. Вопрос: кому?

Реплика от журналистов:

 - А кому-то нужно!

Александр Поляков:

-  Город сегодня усиливает свои позиции на рынке пассажирских перевозок. Часть перевозчиков видит свою позицию, отличную от позиции города, от позиции депутатов, мы им и мешаем. Они выдвигают свои требования, условия какие-то…

 

 

ЮЛАЕВА Татьяна