КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО 

Свои люди Вадима Смирнова

 

Среди нынешних лауреатов губернаторской премии «За лучшую актерскую работу года» - главный режиссер Оренбургского областного театра кукол заслуженный артист России Вадим Смирнов, сыгравший в спектакле «Тень» по пьесе Е. Шварца сразу две роли. На его счету, но уже как режиссера, есть еще одна губернаторская премия - «Оренбургская лира» - за постановку спектакля «Женитьба Бальзаминова» по пьесе А. Островского.  Наш корреспондент попытался разобраться, как Вадиму Смирнову удается так счастливо существовать в двух ипостасях – актера и режиссера.

*   *   *

Давным-давно, не помню даже - учился в школе или еще ходил в детский сад – я побывал в Нижегородском театре кукол. И увидел спектакль «Пудик ищет песенку». Воробья Пудика играла заслуженная артистка России Александра Ивановна Харчевникова. Замечательная актриса, работавшая еще с тех времен, когда театр гремел на всю страну. Мне запомнился ее голос и этот театральный праздник.  И я сказал: «Я тоже так хочу». И пошел в кукольный кружок. Родители относились с пониманием к моему увлечению и даже возили в Москву, чтобы показать столичные театры. А потом я попал в детский актив Нижегородского театра кукол. Мы ходили на спектакли, помогали контролерам, рассаживали зрителей, объявляли третий звонок. В старших классах меня допустили до монтировочного  цеха. Потом стали давать бессловесные роли. А потом я поступил в театральное училище. В Нижегородском театральном училище я очень счастливо проучился четыре года, после чего меня позвали на преподавательскую работу, несмотря на то, что у меня не было высшего образования. И взяли в театр кукол. Я был на седьмом небе от счастья.

*   *   *

Когда я пришел в театр – там все были такие маститые и солидные, большинству 50 лет  и больше. Даже не знал, о чем говорить с коллегами. Поначалу и в актерской не сидел, гулял в коридоре. Первое, что мне сказали товарищи по цеху: ты, может быть, многое знаешь и умеешь, но ты знаешь и умеешь меньше, чем мы, и не достигнешь нашего уровня. (Потом мы стали добрыми коллегами, друзьями. Больше того, спустя годы, я ими руководил.) Помню, когда у меня была первая крупная роль, режиссер сказал перед репетицией: «В труппе два талантливых человека, все остальные - дерьмо. А теперь идите и работайте». Это было очень сурово. При этом он был очень хороший режиссер. У него была очень профессиональная труппа. Так, как владеют в Нижегородском театре перчаточной и тростевой куклами, не владеет  в стране никто. Говорю это с уверенностью, и никто на меня не обидится. Ни мой теперешний театр, ни какой-либо столичный. У нас в Нижнем Новгороде школа крепкая. Я бывал на постановках в разных театрах, и актеры разного ранга и возраста, народные, заслуженные, всегда говорили: у тебя есть чему учиться.

 

*   *   *

Я всегда считал себя счастливым в профессии. Мне доставались роли, которые я хотел и мог сыграть. И они ко мне приходили. Иногда совсем неожиданно. При распределении ролей в «Руслане и Людмиле» мне достается роль старого финна. А я моложе всех в труппе. Мне 26  лет, а мой персонаж – старец. И роль получилась. Когда взяли «Золушку», мне дали Короля. Тоже возрастная роль. И тоже получилась. А князь Вано в «Хануме». Мне не было 29, а ему 60. При этом я в театре долгое время считался мальчиком. Пока не сыграл Адама в «Божественной комедии» - спектакле 1965 года рождения. Я унаследовал эту роль от Александры Ивановны Харчевниковой. Когда сыграл Адама, это было событие не только для меня. «А ты - актер!» - сказали мне коллеги, несмотря на то, что я уже отработал в театре пять лет. И потом посыпались роли одна за другой. И пошли награды за актерские работы. В 33 года получил звание заслуженный артист России.

 

*   *   *  

 В 2004 году в городе поменялась власть. У нас сняли худрука. Объявили конкурс. Я пришел к уходящему худруку и сказал, что я молодой, мне 30 лет и я пойду на конкурс. Он говорит – иди, а я не пойду, не буду мараться. Ну, значит, я буду мараться, потому что мне не все равно, что будет с театром, - сказал я. В результате мы расстались не очень дружески. Два года я был худруком театра. Хорошие были годы. Два из шести спектаклей, которые  я поставил за это время, до сих пор в репертуаре. Потом опять власть в городе переменилась. И мне пришлось уйти из театра. Меня пригласили в Петрозаводск на постановку спектакля, потом в Нижневартовск, потом в Самару. Все это время я параллельно преподавал. И вот на дипломном спектакле моего выпускного курса появился  Александр Генрихович Паин, директор Оренбургского театра кукол, который искал главного режиссера. И так получилось, что он его нашел.

*   *   *

В Оренбурге я три сезона. Десять спектаклей за это время поставлено. Именно здесь я начал получать режиссерские награды. Спектакли  я начал  ставить в училище. Педагогическая работа это предполагала. Хотя, если честно, поначалу я не думал, что буду этой профессией заниматься. Но после нескольких постановок появилась смелость. И некоторая уверенность. Мне всегда было интересно как актеру работать над ролью, создавать образ. А как режиссеру работать, оказалось, еще интереснее – создавать целый мир. Это очень увлекательно. Театр вообще вещь завораживающая. Став режиссером, с актерской профессией не захотел расставаться. На сцену выходить приятно – чувствуешь себя легко, молодо, весело.

*   *   *

В оренбургском театре мне очень нравится работать. Я люблю, чтобы репетиция была легкой, а не натужной, не из-под палки, чтобы это не было насилие над человеческой природой. Это же потом в спектакле видно. И если у нас хорошая атмосфера – а это, прежде всего, с человеческими отношениями связано – это читается. И дай Бог, чтобы это было только так. Я не навязываю, а предлагаю свое видение роли, не загоняю актера в жанр, предлагаю покопошиться в самой роли. Когда единение актера и режиссера стопроцентное, актерская работа получается очень яркая. В Оренбурге у меня есть такое единение. Главное, не делать резких движений. Надо все делать потихоньку, аккуратно, чтобы людей не надорвать, чтобы не сломать ничего. Идет и над собой работа. Режиссер должен быть немного педагогом. Поэтому педагогический опыт мне очень помогает.

*   *   *

Вместе со мной в Оренбург приехала и моя жена Елена, актриса. Мы познакомились 12 лет назад в Нижегородском училище. Я был в приемной комиссии. Не скажу, что сразу обратил на нее внимание. Все молодые, забавные, наивные. Разглядел ее позже. Лена заинтересовала меня сначала как актриса. А потом как-то встретились в непринужденной обстановке, пообщались. И завязалась дружба. Мне льстило, что такая молодая хорошенькая женщина проявляет интерес. Больше всего мне нравилось, что она очень женственна. Никогда она не была пацанкой, зубрилкой, своим парнем. А именно – женщиной. Глаза, улыбка, голос – в этом была такая манкость, которая очень подкупала. Куда ее только ни звали после окончания училища. Если бы согласилась, была бы примадонной в хорошем театре. А из-за меня решила остаться в довольно среднем  театре рядом с Нижним Новгородом. Каждый день ездила на работу на электричке.

А потом мы решили пожениться. И когда я стал художественным руководителем, нагло привел ее в свой театр. Тем более что в театре нужны были молодые актеры. Лена стала моей актрисой. Не могу сказать, что я всегда давал ей только главные роли. И сейчас этим не злоупотребляю. Может, поэтому в труппе относятся к ней без предубеждения, как к коллеге, а не как к жене режиссера. Мы влились в коллектив без особых трудностей. Она говорит: «Мне здесь дышится легко». И Лена, и приехавший с нами мой ученик Платон  Селивановский – это мои люди. Они моя опора. Но и в Оренбурге появились люди, которые стали моей опорой и единомышленниками. Это так важно. Уж я-то знаю.

*   *   *

У нас двое детей. Пятилетняя Вика все спектакли, которые выпускаются в театре, разыгрывает дома. Мы ее так и называем – наша актриса. А десятилетняя Аня – человек другого склада. Я думаю, она не будет актрисой. У нее очень светлая голова, она все так хорошо понимает в теперешнем обучении. У нее целая папка грамот и наград за участие в разных олимпиадах. Думаю, она займется какой-то интересной профессией, не связанной с театром. Меня это не огорчит. Актрисам очень сложно. Но не буду возражать, если младшая пойдет в актрисы. Лишь бы у нее все сложилось удачно.

***

Досье «ОН»

Вадим Смирнов –  заслуженный артист России, главный режиссер Оренбургского областного театра кукол. Окончил Нижегородское театральное училище, Ярославский театральный институт. Обучался в аспирантуре Санкт-Петербургской академии театрального искусства. С 2004-го по 2006-й – худрук Нижегородского государственного академического театра кукол, преподаватель мастерства актера с куклой Нижегородского театрального училища им. Евстигнеева. С августа 2007 года работает в Оренбурге.

За это время поставил в Оренбургском театре спектакли «В поисках живой воды», «Снежная королева», «Женитьба Бальзаминова», «38 попугаев», «Королевство кривых зеркал», «Тень»,  «Что за прелесть эти сказки!», «Али-Баба и сорок разбойников», «Доктор Айболит», «Ястребок».

 

ВЕРКАШАНЦЕВА Наталья