КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО 

Полеты Олега Грачева

 

В Оренбургском областном музее изобразительных искусств открылась персональная выставка Олега Грачева, посвященная 30-летию его творческой деятельности. Прошу заметить – не художника, а фотохудожника. Не каждый мастер кисти удостаивается такой чести, а уж фотографы – тем более. А Олег удостоился. Потому что музейщики увидели, что его фотографии стоят в одном ряду с живописью и графикой.

*   *   *

А начинал он, как и многие, фотографируя своих друзей и одноклассников. Правда, в отличие от многих старался щелкнуть в самый неподходящий момент. Много позже узнал, что эта его манера застать врасплох называется «репортажный подход». Это его умение очень пригодилось, когда он пришел работать в районную газету. Однако чем дольше работал, тем меньше его привлекала репортажность. Все больше тяготел к художественной фотографии. Видимо, не случайно с первой зарплаты начал покупать альбомы по живописи. Углубляясь в историю фотографии, с изумлением обнаружил, что первые фотографы – бывшие художники. Вот и у него есть работы, похожие на полотна старых мастеров. 

За три десятилетия Олег сполна отдал дань обнаженной натуре, портрету и пейзажу. Но главным объектом все же для него была природа. А в последнее время – особенно. Расширились горизонты, появилось больше возможностей путешествовать. Очень хочется побывать на Камчатке, Байкале, Алтае, Соловках – страна у нас огромная.

Его завораживает туман. Мир совершенно меняется. В этой переменчивости, которая происходит у тебя на глазах, есть что-то мистическое. В августе в Мурадымовском ущелье в заповеднике Кызылташ, когда перепад между дневной и ночной температурами уже значительный, клубятся мощные туманы. Он на это время всегда планирует фотоэкспедиции.

*   *   *

Человек ему не так интересен, как природа. Говорит, портрет - это достаточно элементарно. А у него в последнее время выросли требования и к себе как к фотографу, и к тем людям, которых он фотографирует. Хочется раскопать что-то «психологическое», но это не всегда получается. Нужно сосредоточиться.

- Пейзаж, он существует миллион лет. И ему не нужно, как фотомодели, настраиваться на съемку. Настроиться надо мне. – рассказывает Олег Металл в архитектуре от известного архитектора Ивана Шалмина. . - А это уже упрощает задачу. Вот я приехал в фотоэкспедицию на три дня и три дня могу стоять в одной точке и ждать нужного освещения. Многим кажется, что у меня легко получается. Если я куда-то приехал, то без снимков не уеду. На самом деле у меня уже есть картинка в голове. И когда картинка видоискателя совпадает с картинкой в голове, автоматически нажимаешь на кнопочку, и снимок получается. Во многие места я езжу по несколько раз в течение года и в течение нескольких лет. Я приезжаю и смотрю: да, вот эти деревья стоят очень красиво, но нет нужного освещения. И у меня в памяти остаются эти деревья, и я уже знаю, что если попаду туда в определенное время суток, снимок будет. И когда ты там побываешь весной, зимой, осенью и летом, то у тебя появляются пристрелянные точки. И тогда уж картинка точно получится. Вот есть речка Ветлянка – недалеко от Соль-Илецка. Я там бываю несколько раз в году на протяжении двадцати лет. И все там хорошо знаю. Но с годами пейзаж меняется. Выросли деревья, которые закрыли живописный изгиб реки, который меня очень привлекал. Еще есть речка Мечетка возле Изобильного. Малюсенькая речка, летом ее и не найдешь – пересыхает. Но там есть несколько мощных отдельно стоящих деревьев. Сюда можно возить учеников – учить их основам композиции.

*   *   *

Фотоэкспедиции не назовешь приятными прогулками на природу. Это суровая мужская работа. Одна только фотооснастка весит килограммов 20 – не меньше. С каждым годом взбираться на «облака», с которых, кажется, Олег ведет съемку, становится все сложнее. Иногда подумывает о том, чтобы четыре объектива заменить одним. И все же по привычке экипируется по полной программе. Работа есть работа. На последнюю съемку, правда, взял легкий штатив, чтобы быть мобильнее. Но был такой ветер, что штатив улетал, как тростинка. Никакого толка от него не было. Даже полуторакилограммовый фотоаппарат на ремне трепыхался, как собачий хвост. Ветер выворачивал наизнанку куртку, срывал с головы шапку. Облака пролетали с огромной скоростью. Но над самым красивым местом висела огромная туча и закрывала солнце. Природа была категорически против фотосессии. Но Олег забился в лощинку и долго ждал, когда пробьются солнечные лучи. Ждать пришлось долго. Но он дождался. 

*   *   *

Десять лет назад он увлекся компьютерной обработкой фотографии. Компьютер казался ему многоопытным коллегой с безграничными возможностями, который охотно делится своими знаниями и умениями. Иногда в тандеме с компом они работали серьезно, добиваясь премии в престижном фотожурнале, иногда шалили, стилизуя портреты друзей под кисть Пикассо или Дали. Сейчас в его фотографиях практически нет никакого вмешательства компьютера. Не без разочарования Олег увидел, что компьютерная обработка ухудшает фото. Многие компьютерные эффекты дают плоское изображение. В итоге получаешь не тот результат, на который рассчитывал. Поэтому сейчас он старается, как в прежние «пленочные» времена, достигать всего при съемке. Хотя, конечно, прогресса он не чурается и старается не отставать от новых веяний в фотоделе.

*   *   *

Некоторое время назад в фирме «Кодак» изобрели бумагу металик и объявили конкурс фотографий, напечатанных на этой бумаге. Потом сделали большую выставку в Москве «Новое ощущение жизни», несколько передвижных выставок и купили некоторые  работы. Так «Осенний пейзаж» Олега Грачева вошел в художественный фонд фирмы «Кодак». Точно также другая его работа оказалась в художественном фонде фирмы «Эпсон». В начале нынешнего года фотографии нашего земляка пополнили коллекцию 

Русского музея, который организовал биеннале художественных фотографий – от классики до авангарда. Олег отправил портреты в раздел «Арт-фотографии» - фантастические образы, созданные соль-илецким парикмахером-стилистом Людмилой Куптлеевой. Музей приобрел две фотографии. Они вошли в каталог, где представлено 970 работ лучших фотомастеров страны.

*   *   *

У него уже столько наград и премий, что большего, кажетсяё и желать трудно.

В своем Соль-Илецке, шутит Олег, он все получил при жизни, там знают, на каком уровне он находится, и соответственно относятся. А ему по-прежнему кажется, что все еще впереди. Самое главное, самое интересное не сделано. Хочется, например, увидеть Землю с орбитальной станции. А еще у него была давняя мечта – делать инфракрасные фотографии. Это с 70-х годов, когда увидел такие фото в австрийском журнале. Но соответствующей пленки тогда не было. А вот теперь появилась. Сейчас ему в Германии переделывают фотоаппарат под инфракрасную съемку. И в ближайшее время он займется воплощением своей давней мечты. Это будут совсем другие фотографии. Мы увидим то, что невозможно увидеть простым глазом.

 Досье «ОН»

Олег Грачев - профессиональный фотограф. Член Союза фотохудожников России. Член Союза журналистов России. Член Творческого Союза Фотоискусства. Действительный член Русского географического общества. В выставках участвует с 1980 года. Участник более 150 выставок и конкурсов, от городских до международных. Организовал 15 персональных экспозиций. Работы хранятся в коллекциях  Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), музея фотографии «Дом Метенкова», в частных коллекциях России, Германии, Чехии, Канады. Фотографии публиковались в журналах: «Фотомагазин», «Фото», «Фотопанорама», «Журналист», «Семья и школа», «Социалистическая Чехословакия», «Digital camera», «Digital photo», «Foto & video», « PROфото», «Russian ZOOM», «Fotografie magazine» и других.

Призер международных конкурсов: «Мастер-Кодак», «Фотоискусство», «Topfoto», «Tpeffpunkt-foto». Лауреат премии «Оренбургская Лира». Дипломант «Первых Дельфийских игр современности».

Живет и работает в Соль-Илецке.

 

ВЕРКАШАНЦЕВА Наталья