КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО 

Железный шаман

 

В прошлое воскресенье в гости к музыкально продвинутым оренбуржцам приезжала группа «Пикник» Эдмунда Шклярского с концертной программой «Железные мантры». Это ее очередной гастрольный тур по тринадцати городам России, и Оренбург в списке был восьмым.

 

Музыка без аннотации

За полчаса до концерта в фойе ДК «Россия» начала собираться самая разнообразная публика – неформалы и «формалы», молодежь и старшие поклонники песен Шклярского. Музыканты были очень пунктуальны – концерт начался ровно в 19.00, минута в минуту. Начали, как всегда, со спокойных и медленных композиций, а в середине зазвучала всеми любимая классика «Пикника». Ближе к короткому антракту на сцене, как водится у Шклярского, стали появляться персонажи его песен: шаман, женщина с серебряными волосами, кукловод на ходулях, египетский бог Тот с магнитом… Иначе и быть не могло – выступление «Пикника» без психоделического шоу просто невозможно себе представить.

В этот раз Эдмунд Мечиславович оказался настолько расположенным к общению, что легко согласился дать эксклюзивное мини-интервью корреспонденту «ОН» буквально за семь минут до выхода на сцену. Собственно, вопросов было не так уж много по причине частого, а точнее, почти ежегодного посещения группой нашего города. У нее тут много постоянных поклонников. Больше всего интересовало неизведанное – творчество. И особый гипноз музыки, на которую довольно легко подсесть.

- Ни к каким негативным, разрушительным проявлениям в своих песнях мы не призываем, - уверен лидер «Пикника». – Если углубляться в философию, это в каком-то смысле всего лишь попытка освободить людей от «перегородок», «дверей», «стен», которыми они отгораживаются от мира и друг от друга. А в век кибернетики это возможно сделать только особыми, «железными» словами. Кому-то поможет, кому-то нет. Лично я никогда не даю никаких аннотаций, потому что по собственному опыту знаю: если что-то предварительно не прочитаешь о книге или компакт-диске, то и воспринимать будешь заведомо не так, как тебе навязывают.

Что касается публики, приходящей на концерты «Пикника», то, по мнению Шклярского, ее реакции привычны. Люди знают, куда они идут и что они тут увидят. И музыку воспринимают вполне адекватно, но каждый, конечно, по-своему.

- И вообще мы не пытаемся создать определенный стиль, скорее это попытка вызвать ощущение, атмосферу – то, что невозможно объяснить и передать словами. Если это удается, значит, цель достигнута. Так что единственное желание – получить друг от друга положительные эмоции.

 История с продолжением

Группа «Пикник» зародилась в 1978 году, но профессиональной стала называться лишь в 1981-м, когда лидером ее стал Эдмунд Шклярский. Композитор, исполнитель и художник, он вырос в семье с крепкими музыкальными традициями, учился в музыкальной школе, но не окончил ее: знакомство с рок-н-роллом поставило крест на его академической карьере. Позже получил высшее образование по специальности «строительство атомных станций».

Музыка группы, имеющая свои корни в русском роке, прогрессировала в оригинальный, необычный стиль с использованием экзотических народных инструментов. Первый магнитоальбом «Дым» вышел в 1982 году. Уже в 1984 году музыканты записали второй - «Танец волка». За ними свет увидели уже полноценные пластинки «Иероглиф» (1986), «Родом ниоткуда» (1988), а затем и компакт-диски «Харакири» (1991), «Немного огня» (1994), «Жень-шень» (1996), «Стекло» (1997), «Пить электричество» (1998), «Египтянин» (2001), «Чужой» (2002), «Тень вампира» (2003), «Королевство кривых» (2005). 23 сентября 2009 года концертом в городе Ухта стартовал тур «Железные мантры». С этим же туром группа выехала на гастроли и в 2010 году – для тех, кто еще не видел.

Билеты на концерт в Оренбурге стоили не то чтобы дорого. Да и в зале оставались свободные места. Правда, совсем немного. Однако к концу музыкального представления стало понятно, как любят у нас, в европейско-азиатском Оренбурге, «Пикник». Со всей его мистической «восточностью», неповторимостью стиля, свободой восприятия, интеллигентностью и психоделикой. Молодежь танцевала в проходах. Поклонники «из 80-х» подпевали с мест, аплодировали и призывали спеть любимое на бис – и вынудили-таки «Пикник», ушедший было за кулисы, исполнить не одну, а еще целых две песни. В общем, музыканты и зрительный зал получили друг от друга творческое удовольствие. Чего, собственно, и хотел Эдмунд Шклярский.

 

ИГНАТКОВА Инна